Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это весьма перспективный механизм, который позволяет передавать некоторые функции по созданию, развитию, модернизации, обслуживанию общественной собственности для того, чтобы предоставить высококачественные услуги населению, в руки частной стороны (частного партнера соглашения) в условиях дефицита бюджетных средств.
Уже есть некоторый успешный опыт практического применения ГЧП в России, особенно во время внедрения проектов по строительству и улучшению социальной и транспортной инфраструктуры (например, во время строительства современной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, при реконструкции аэропорта Пулково).
Соглашение о концессии, как признают специалисты, является одной из самых востребованных и эффективных форм государственно-частного партнерства. Но исполнительные власти не вполне соблюдают законодательство о концессионных конкурсах; и это приводит к некоторым отрицательным результатам: конкурсы на заключение соглашений концессии периодически оспариваются в судах по пунктам существенных условий договора и признаются недействительными [1, 2].
У Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС) возникают большие претензии по поводу законности применения соглашений государственно-частного партнерства во время реализации проектов. Вопросы ФАС к процедуре прохождения инфраструктурных проектов, осуществленных на принципах ГЧП, как известно, возникли впервые относительно строительства частично платной дороги Стерлитамак — Магнитогорск протяженностью 171 км.
Право заключить концессионное соглашение по строительству платной дороги в Башкирии выиграло ООО «Башкирдорстрой». Сметная стоимость проекта составляла приблизительно 14 млрд рублей, причем 25 % этой суммы были предоставлены инвестором. Финансировал Газпромбанк. Но по завершении строительства государство должно было произвести компенсацию затрат на строительство и обслуживание дороги. Полагая, что все расходы ООО «Башкирдорстрой» компенсированы государством, ФАС аннулировала результаты конкурса на строительство этой дороги. Арбитражный суд Москвы поддержал антимонопольную службу; что предсказуемо вызвало волнения на рынке соглашений ГЧП. В ФАС полагали, что если единственный источник финансирования — средства бюджета, то соглашение должно было оформляться как государственный заказ, и необходимо было выбрать исполнителя по правилам контрактной системы. Правительственные контракты, так же как и концессии, могут действовать 15–20 лет, кроме того, существуют контракты жизненного цикла.