По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334.7 DOI:10.33920/str-01-2112-08

Использование договоров государственно-частного партнерства в условиях несовершенства законодательного регулирования в РФ

И. С. Полякова канд. экон. наук, доцент, экономический обозреватель, E-mail: editor.sppk@gmail.ru

Цель данного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть некоторые спорные вопросы развития государственно-частного партнерства (и соглашений о концессии как ее наиболее распространенной формы) в России. Рассмотрены некоторые жалобы, направленные Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации в отношении некоторых соглашений. Автором изучена динамика частных инвестиций в инфраструктурные проекты в условиях несовершенного правового регулирования. Дана оценка законности позиции Федеральной антимонопольной службы. Выражены предположения о том, будут ли законодательные столкновения препятствовать росту частных инвестиций в проекты. Предложены рекомендации по развитию механизма государственно-частного партнерства с соблюдением антимонопольного регулирования, а также по улучшению законодательства в этой области. Результаты исследования могут использоваться и частными участниками соглашений государственно-частного партнерства, федеральными, региональными и муниципальными властями, а также законодателями, работающими над улучшением законодательного регулирования в этой области.

Литература:

1. Официальный сайт ФАС России [Official site of Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation] [Электронный ресурс]. — URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=49521 (дата обращения: 26.05.2017).

2. РосИнфра. Рынок частных инвестиций в инфраструктуру России по состоянию на 30 сентября 2021 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://rosinfra.ru/ files/analytic//document/3268bab7a55aa7b33e46d8caeb3ee13a.pdf.

3. Principles for Private Sector Participation in Infrastructure, Paris, OECD (www.oecd.org).

4. Guidelines for Infrastructure Development through Build-Operate-Transfer (ВОТ) Projects, UNIDO, Vienna, UN, 1996.

5. Акимова Е. М., Чибисова Е. Ю. Правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия. — М.: Издательство МГСУ, 2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23428520.

6. Савченко И. И., Сидорова Н. Г., Кочева Е. В., Матев Н. А. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития // Вестник ТГЭУ. — 2015. — № 1 (73) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya (дата обращения: 21.11.2021).

7. Суворова И. А. Государственно-частное партнерство / И. А. Суворова, О. Р. Мижит-Оол. // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 891–894 [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30262/ (дата обращения: 21.11.2021).

8. Козлов А. А. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация // УЭкС. — 2012. — № 2 (38) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-suschnost-klassifikatsiya (дата обращения: 21.11.2021).

9. Белицкая А. Использование инструментов государственно-частного партнерства для демонополизации российской экономики: правовой аспект // Юрист. — 2017. — № 1. — С. 41–46.

10. Polyakova I., Vasilyeva Е. Legal Collisions Concerning Public-and-Private Partnership in the Field of Transport Infrastructure. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 90 (1) 012121 (2017) DOI: 10.1088/1755-1315/90/1/012121.

11. Dhawade S. M., Monga S. S. Paripex — indian journal of research. — 2018. — № 7-11. — Р. 512–513.

12. Пантелеева М. С., Дядькова Е. А., Червяков А. Г. Особенности внедрения проектного финансирования при реализации объектов жилищного строительства // Московский экономический журнал. — 2021. — № 2.

13. Дядькова Е. А. Процесс финансирования инвестиционно-строительных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства // Управленческий учет. — 2020. — № 6. — С. 21–27.

14. Polyakova I., Vasilyeva E. Public-and-private partnership development under conditions of the imperfect legal regulation // E3S Web Conf., 110 (2019) 02162 DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/201911002162.

1. Official site of FAS Russia [Official site of Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation]. Available at: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=49521 (accessed: 26.05.2017).

2. Rosinfra. Market of private investments into infrastructure of Russia. September 30, 2021. Available at: https://rosinfra.ru/files/analytic //document/3268bab7a55aa7b33e46d8caeb3ee13a.pdf.

3. Principles for Private Sector Participation in Infrastructure, Paris, OECD (www.oecd.org).

4. Guidelines for Infrastructure Development through Build-Operate-Transfer (VOT) Projects, UNIDO, Vienna, UN, 1996.

5. Akimova E. M., Chibisova E. Yu. Legal support of financial activities of the enterprise, Moscow, MGSU Publishing house [Akimova E. M., Chibisova E. Yu., Legal support of financial activities of the enterprise, Moscow, MGSU Publishing house] 2015. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23428520.

6. Savchenko I. I., Sidorova N. G., Kocheva E. V., Matev N. A. Public-and-private partnership in Russia: current state and problems of development. TGEU Bulletin. 2015, no. 1 (73). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya (accessed: 21.11.2021).

7. Suvorova I. A. Public-and-private partnership / I. A. Suvorova, O. R. Mizhit-Ool. Young scientist. 2016, No. 10 (114), pp. 891–894. Available at: https://moluch.ru/archive/114/30262/ (accessed: 21.11.2021). Available at: https://moluch.ru/archive/114/30262/ (accessed: 21.11.2021).

8. Kozlov Artyom Andreevich Public-and-private partnership: essence, classification. UEKS. 2012, no. 2 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-suschnost-klassifikatsiya (accessed: 21.11.2021).

9. Belitskaya A. Use of tools of public-and-private partnership for demonopolization of the Russian economy: legal aspect. Lawyer. 2017, no. 1, pp. 41–46.

10. Polyakova I., Vasilyeva E. Legal Collisions Concerning Public-and-Private Partnership in the Field of Transport Infrastructure. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 90 (1) 012121 (2017). DOI: 10.1088/1755-1315/90/1/012121.

11. Dhawade S. M., Monga S. S. Paripex — indian journal of research. 2018, no. 7–11, рр. 512–513.

12. Panteleeva M. S., Dyadkova E. A., Chervyakov A. G. Features of introduction of project financing at realization of objects of housing construction. Moscow economic Journal. 2021, no. 2.

13. Dyadkova E. A. Process of financing of investment construction projects on the basis of the mechanism of public-private partnership. Management accounting. 2020, no. 6, pp. 21–27.

14. Polyakova I., Vasilyeva E. Public-and-private partnership development under conditions of the imperfect legal regulation. E3S Web Conf., 110 (2019) 02162 DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/201911002162.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это весьма перспективный механизм, который позволяет передавать некоторые функции по созданию, развитию, модернизации, обслуживанию общественной собственности для того, чтобы предоставить высококачественные услуги населению, в руки частной стороны (частного партнера соглашения) в условиях дефицита бюджетных средств.

Уже есть некоторый успешный опыт практического применения ГЧП в России, особенно во время внедрения проектов по строительству и улучшению социальной и транспортной инфраструктуры (например, во время строительства современной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, при реконструкции аэропорта Пулково).

Соглашение о концессии, как признают специалисты, является одной из самых востребованных и эффективных форм государственно-частного партнерства. Но исполнительные власти не вполне соблюдают законодательство о концессионных конкурсах; и это приводит к некоторым отрицательным результатам: конкурсы на заключение соглашений концессии периодически оспариваются в судах по пунктам существенных условий договора и признаются недействительными [1, 2].

У Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС) возникают большие претензии по поводу законности применения соглашений государственно-частного партнерства во время реализации проектов. Вопросы ФАС к процедуре прохождения инфраструктурных проектов, осуществленных на принципах ГЧП, как известно, возникли впервые относительно строительства частично платной дороги Стерлитамак — Магнитогорск протяженностью 171 км.

Право заключить концессионное соглашение по строительству платной дороги в Башкирии выиграло ООО «Башкирдорстрой». Сметная стоимость проекта составляла приблизительно 14 млрд рублей, причем 25 % этой суммы были предоставлены инвестором. Финансировал Газпромбанк. Но по завершении строительства государство должно было произвести компенсацию затрат на строительство и обслуживание дороги. Полагая, что все расходы ООО «Башкирдорстрой» компенсированы государством, ФАС аннулировала результаты конкурса на строительство этой дороги. Арбитражный суд Москвы поддержал антимонопольную службу; что предсказуемо вызвало волнения на рынке соглашений ГЧП. В ФАС полагали, что если единственный источник финансирования — средства бюджета, то соглашение должно было оформляться как государственный заказ, и необходимо было выбрать исполнителя по правилам контрактной системы. Правительственные контракты, так же как и концессии, могут действовать 15–20 лет, кроме того, существуют контракты жизненного цикла.

Для Цитирования:
И. С. Полякова, Использование договоров государственно-частного партнерства в условиях несовершенства законодательного регулирования в РФ. Сметно-договорная работа в строительстве. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: