По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.881.111.1 DOI:10.33920/pol-01-2112-06

Использование деятельностного подхода в обучении иностранному языку в школе

Макарова Евгения Владимировна магистрант, кафедра романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, Е-mail: ganegirl1998@mail.ru, +7 987 852 7093
Санжаровская Кристина Юрьевна магистрант, кафедра романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, Е-mail: Kristina.sanzharovskaya@mail.ru, +7 961 936 0470

В связи с расширением международных политических, экономических и социальных связей возрастает потребность в изучении иностранных языков как средства межкультурного общения. Языковое образование на современном этапе выступает в качестве ценнейшего инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном пространстве, а основной задачей изучения иностранных языков считается формирование у обучающихся навыков осуществления беспрепятственной коммуникации с представителями иноязычной культуры. Однако современные условия жизни требуют введения новых форм, методов и приемов в целях активизации деятельности обучающихся. В частности, нельзя не отметить возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. В статье рассматриваются основные способы внедрения деятельностного подхода в школах. Особое внимание уделено теоретическому материалу по данной теме. Приведены различные методы и приемы в целях активизации деятельности обучающихся. Вывод показал, что система образования постоянно меняется, мир неустанно движется и никогда не стоит на месте, поэтому использование данного подхода помогает внедрить в процесс обучения разные формы преподавания, которые помогут развить коммуникативные и творческие навыки обучающихся.

Литература:

1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: Арти-Глассо, 2000. — С. 150–152.

2. Давыденко Ю. И. Деятельностный подход при обучении английскому языку // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2016. — № 5 (187).

3. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фактов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.

4. Зубрилина И. В. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inesszubrilina.ucoz.ru.

5. Леонтьев А. А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ. — 1978. — № 5. — 20 с.

6. Пассов Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. — М.: Просвещение, 2007.

7. Петерсон Л.Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2005. — 25 с.

8. Петерсон, Л.Г. ФГОС: как обучать? Открытая образовательная система «Школа 2000…» / Л. Г. Петерсон. — М.: АПК, ППРО, 2010. — 51 с.

9. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. — М.: ВАКО, 2015. — 112 с.

10. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2, 3.

11. Помазков В. В. Проектирование современных уроков с учетом требований ФГОС // Вестник московского государственного областного университета. — 2013. — № 2. — С. 48–52.

12. Поташник М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). — 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 144 с.

13. Поташник М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 320 с.

14. Семененко, Н. И. Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 257–259.

15. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ. — М.: Просвещение, 2005. — С. 89.

16. ФГОС основного общего образования. — М., Просвещение, 2011.

17. Формирование УУД в основной школе. — М., Просвещение, 2011.

18. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Academia, 1999. — 286 с.

19. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Филоматис, 2010.

20. Юлаева А. К. Реализация системного деятельностного подхода на уроках английского языка // Вестник восточной экономико-юридической гуманитарной академии. — 2012. — № 2. — С. 175–178.

1. Galskova N.D. Sovremennaia metodika obucheniia inostrannym iazykam [Modern methods of teaching foreign languages]. M.: Arti-Glasso, 2000. — P. 150–152. (In Russ.)

2. Davydenko Iu. I. Deiatelnostnyi podkhod pri obuchenii angliiskomu iazyku [Activity approach in teaching English] // Trudy BGTU. Seriia 6: Istoriia, filosofiia [Proceedings of the BSTU. Series 6: History, Philosophy]. 2016. — No. 5 (187). (In Russ.)

3. Zubov A. V., Zubova I. I. Informatsionnye tekhnologii v lingvistike [Information technologies in linguistics]: manual for students of linguistic faculties of the higher educational institutions. — M.: Publishing Center «Academy», 2004. — 208 p. (In Russ.)

4. Zubrilina I. V. Kommunikativno-deiatelnostnyi podkhod v obuchenii inostrannomu iazyku [Communicativeactivity approach in teaching a foreign language]. [Electronic resource]. URL: http://inesszubrilina.ucoz.ru. (In Russ.)

5. Leontiev A. A. Psikhologicheskie aspekty lichnosti i deiatelnosti [Psychological aspects of personality and activity] // IYASh 1978, No. 5. — 20 p. (In Russ.)

6. Passov E. I. Kontseptsiia kommunikativnogo inoiazychnogo obrazovaniia [The concept of communicative foreign language education]. M.: Education, 2007. (In Russ.)

7. Peterson L. G., Kubysheva, M. A., Kudriashova T. G. Trebovanie k sostavleniiu plana uroka po didakticheskoi sisteme deiatelnostnogo metoda [Requirement for drawing up a lesson plan for the didactic system of the activity method]. — M., 2005. — 25 p. (In Russ.)

8. Peterson, L. G. FGOS: kak obuchat? Otkrytaia obrazovatelnaia sistema «Shkola 2000…» [FSES: how to teach? Open educational system «School 2000…»] / L. G. Peterson. M.: APK, PPRO, 2010. — 51p. (In Russ.)

9. Petrulenkov V.M. Sovremennyi urok v usloviiakh realizatsii trebovanii FGOS [Modern lesson in the context of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard]. — M.: VAKO, 2015. — 112 p. (In Russ.)

10. Potashnik M. M. Kak podgotovit i provesti otkrytyi urok (sovremennaia tekhnologiia) [How to prepare and conduct an open lesson (modern technology)]. — 2nd ed. — M.: Pedagogical Society of Russia, 2015. — 144 p. (In Russ.)

11. Potashnik M. M. Kak pomoch uchiteliu v osvoenii FGOS [How to help a teacher in mastering the Federal State Educational Standard]. — M.: Pedagogical Society of Russia, 2015. — 320 p. (In Russ.)

12. Polat E. S. Metod proektov na urokakh inostrannogo iazyka [Method of projects in foreign language lessons] / Inostrannye iazyki v shkole [Foreign languages at school]. — № 2, 3–2000. (In Russ.)

13. Pomazkov V. V. Proektirovanie sovremennykh urokov s uchetom trebovanii FGOS [Designing modern lessons taking into account the requirements of the Federal State Educational Standard] / V.V. Pomazkov // Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University]. — 2013. — No. 2. — P. 48–52. (In Russ.)

14. Semenenko N. I. Sistemno-deiatelnostnyi podkhod v obuchenii angliiskomu iazyku v ramkakh realizatsii FGOS [System-activity approach in teaching English as part of the implementation of the Federal State Educational Standard] // Molodoi uchenyi [Young Scientist]. — 2019. — No. 14 (252). — P. 257–259. (In Russ.)

15. Solovova E. N. Metodika obucheniia inostrannym iazykam, bazovyi kurs lektsii [Methods of teaching foreign languages, a basic course of lectures]: a guide for students of teacher training universities and colleges. M.: Education, 2005. — P. 89. (In Russ.)

16. FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniia [FSES of basic general education]. — M., Education, 2011. (In Russ.)

17. Formirovanie UUD v osnovnoi shkole [Formation of UUD in basic school]. — M., Education, 2011. (In Russ.)

18. Shiianov E. N., Kotova I. B. Razvitie lichnosti v obuchenii [Personality development in learning]: manual: for students of higher educational ped. institutions / E.N. Shiianov, I. B. Kotova. — M.: Academia, 1999. — 286 p. (In Russ.)

19. Shchukin A. N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniia inostrannym iazykam [Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages]: Manual. 2nd ed. — M.: Filomatis, 2010. (In Russ.)

20. Iulaeva, A. K. Realizatsiia sistemno deiatelnostnogo podkhoda na urokakh angliiskogo iazyka [Implementation of a systemic activity approach in English lessons] / A. K. Iulaeva // Vestnik vostochnoi ekonomiko — iuridicheskoi gumanitarnoi akademii [Bulletin of the Eastern Economic and Legal Academy of Humanities]. — 2012. — No. 2. — P. 175–178. (In Russ.)

(Статья поступила 12.09.2021 г.)

Ребенок — это не сосуд, который следует наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Мы живем в условиях глобализации — в мире, где владение иностранными языками является не привилегией, а необходимостью. В связи с расширением международных политических, экономических и социальных связей возрастает потребность в изучении иностранных языков как средства межкультурного общения. Языковое образование на современном этапе выступает в качестве ценнейшего инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном пространстве, а основной задачей изучения иностранных языков считается формирование у обучающихся навыков осуществления беспрепятственной коммуникации с представителями иноязычной культуры.

Обучение — это «специально организованная познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального психического и личностного развития человека и овладения известными закономерностями его бытия» [18, с. 14]. Обучающийся, будучи активным участником процесса обучения, выступает в роли субъекта межкультурной коммуникации. Иными словами, современное иноязычное образование базируется на деятельностном подходе, который лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов.

В процессе прохождения производственной практики в дистанционном формате нами было выявлено, что реализация концепции процесса обучения через деятельность посредством использования дистанционных технологий представляет значительные трудности. В настоящее время дистанционное обучение стало очень актуальным. Дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [3, с. 142].

Для Цитирования:
Макарова Евгения Владимировна, Санжаровская Кристина Юрьевна, Использование деятельностного подхода в обучении иностранному языку в школе. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: