Актуальность темы. Разрешение задач, направленных на повышение шерстной продуктивности овец, требует глубокого знания физиологических и морфологических особенностей развития и жизнедеятельности кожи. Поэтому разработка методик, помогающих раскрыть эти особенности в связи с развитием и ростом шерстного покрова, составляет направление ближайших исследований. Если в области физиологического изучения имеются разнообразные методические приемы, использование которых облегчает понимание функциональной деятельности кожи, то в направлении морфологических методов исследования кожного покрова сделано еще недостаточно.
Кожа овец весьма выгодно отличается от внутренних органов тем, что исследование ее можно проводить без убоя животного, используя при этом методику прижизненного взятия образцов. Прижизненные наблюдения, проводимые на одних и тех же животных, открывают возможности познания свойств кожного покрова в связи с изменениями, происходящими в организме под влиянием окружающей среды.
В порядке первоочередных задач, разрешение которых имеет существенное значение для разработки практических мероприятий повышения качества и количества шерсти, необходимо установить периодичность в развитии шерстного покрова, показать корреляционные зависимости между морфофизиологическими показателями кожи, продуктивностью и скороспелостью овец. Поэтому возникает потребность в расширении работ по изучению микроструктуры кожи овец путем проведения согласованных исследований в этом направлении [12].
Все эти основные аспекты отображены в «Атласе морфологии кожно-шерстного покрова овец», где приведены средние показатели гистоструктуры кожи овец разного направления продуктивности [1].
Иллюстрированные рисунки позволяют максимально ярко представить наиболее характерные черты и породные особенности изучаемых структур кожи и их производных, что особенно важно при начальном освоении гистологии.
Текстовые пояснения, включенные в разделы атласа, содержат основные сведения об изучаемых показателях кожи овец и их производных, структурных деталях и функциональном значении, а также важнейшие определения, представления и классификации, сравнительные аспекты, необходимые для полноценного освоения представленного материала [11].