По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 366.02 DOI:10.33920/nik-02-2012-02

Искусство массовой коммуникации: управление образом как основная компетенция специалиста по связям с общественностью

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, проф. кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: edward.makarevich@mail.ru
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук), Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: philosophy.mosgu@gmail.com

Массовые коммуникации влияют на мнения, оценки и поведение людей, используя определенные образы. Способность создавать образы — это индикатор культуры массовых коммуникаций. Окружающий мир представлен образами организации пространства, образами жизни и истории народа, образами самого народа, запечатленными в его характере и архетипе, образами людей, образами экономической и социальной жизни, социально-политического устройства общества, образами экономического и политического развития, образами глобализации, охватывающей страны и народы. В статье показано, какие технологии применяются в массовых коммуникациях для осуществления связей с общественностью. Материал статьи может представлять интерес в рамках направления подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Литература:

1. Аверинцев, С. Собр. Соч. София — Логос. — Москва, 2006.

2. Гумилев, Л. Этногенез и биосфера Земли. — Москва : АСТ, 2019.

3. Достоевский, Ф.М. Пушкин. Очерк. // Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 томах. — Т. 10. — Москва, 1981.

4. Лавровский, А. Американская социологическая пропаганда. — Москва, 1978.

5. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Капитал. Критика политической экономии. — Том 1. — Книга I: Процесс производства капитала. // Сочинения : издание второе. — Москва : Государственное издательство политической литературы, 1960. — Т. 23.

6. Межуев, В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. Классика гуманитарной мысли. — Вып. 2. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2011.

7. Обама заявил, что США готовы защищать свободу для новых поколений (2014) // РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20140927/1025879319.html.

8. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Коммуникации. — Москва, 1996. — С. 83–84.

9. Шатов, В. Сёстры и братья часть. // Проза.РУ. — URL: https://proza.ru/ 2019/09/30/1218.

В искусстве массовой коммуникации огромную роль играют образы. Образы многослойны и в то же время привязаны к пространству, к истории, к народу. При этом одни образы символизируют демократию, свободу, справедливость, другие — империю, тоталитарное или авторитарное правление. Иногда они существуют параллельно, иногда совмещаются. Образы «захватывают» массу с помощью различных форм массовых коммуникаций. Образ становится «живым», если связан с архетипом нации, с глубинными структурами сознания, и очень выразительным, когда над ним работает ученый или художник.

Квинтэссенция образа — в его идее, в его семантической наполненности. Например:

— образ пространства, поэтический: «Гой ты, Русь моя родная, хаты — в ризах образа... не видать конца и края — только синь сосет глаза» (С. Есенин);

— образ исторический, связанный с Великой Отечественной войной, — это и знаменитый плакат «Родина-мать зовет!», это и строки поэта С. Орлова: «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат... Ему как мавзолей земля — на миллион веков, и Млечные Пути пылят вокруг него с боков»;

— образ экономический, образ капитала, созданный К. Марксом: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» [5, c. 770];

— образ политический, по сути космополитический, созданный В. Маяковским:

Мы живем, / зажатые / железной клятвой.

За нее — / на крест, / и пулею чешите:

это — / чтобы в мире / без России, / без Латвии

жить единым / человечьим общежитьем («Товарищу Нетте, пароходу и человеку»).

Можно говорить о глобальной сфере образов, которые в мировом пространстве объединяются, изменяются, поляризуются по странам и цивилизациям, но в целом составляют ликосферу [от слова «лик»] — мировую сферу образов, влияющую на людей. Ликосфера имеет свою логику — логику выстроенных образов, дополняющих друг друга в соответствии с главными смыслами. Такое логическое обустройство географического, исторического и культурного пространства назовем философской логистикой истории, географии, культуры страны. Образ материализуется благодаря реализации планов и программ.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Карпухин Олег Иванович, Искусство массовой коммуникации: управление образом как основная компетенция специалиста по связям с общественностью. Ученый совет. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: