В искусстве массовой коммуникации огромную роль играют образы. Образы многослойны и в то же время привязаны к пространству, к истории, к народу. При этом одни образы символизируют демократию, свободу, справедливость, другие — империю, тоталитарное или авторитарное правление. Иногда они существуют параллельно, иногда совмещаются. Образы «захватывают» массу с помощью различных форм массовых коммуникаций. Образ становится «живым», если связан с архетипом нации, с глубинными структурами сознания, и очень выразительным, когда над ним работает ученый или художник.
Квинтэссенция образа — в его идее, в его семантической наполненности. Например:
— образ пространства, поэтический: «Гой ты, Русь моя родная, хаты — в ризах образа... не видать конца и края — только синь сосет глаза» (С. Есенин);
— образ исторический, связанный с Великой Отечественной войной, — это и знаменитый плакат «Родина-мать зовет!», это и строки поэта С. Орлова: «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат... Ему как мавзолей земля — на миллион веков, и Млечные Пути пылят вокруг него с боков»;
— образ экономический, образ капитала, созданный К. Марксом: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» [5, c. 770];
— образ политический, по сути космополитический, созданный В. Маяковским:
Мы живем, / зажатые / железной клятвой.
За нее — / на крест, / и пулею чешите:
это — / чтобы в мире / без России, / без Латвии
жить единым / человечьим общежитьем («Товарищу Нетте, пароходу и человеку»).
Можно говорить о глобальной сфере образов, которые в мировом пространстве объединяются, изменяются, поляризуются по странам и цивилизациям, но в целом составляют ликосферу [от слова «лик»] — мировую сферу образов, влияющую на людей. Ликосфера имеет свою логику — логику выстроенных образов, дополняющих друг друга в соответствии с главными смыслами. Такое логическое обустройство географического, исторического и культурного пространства назовем философской логистикой истории, географии, культуры страны. Образ материализуется благодаря реализации планов и программ.