По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 1.091 + 7.01 DOI:10.33920/nik-01-2011-04

Искусство как миро- и телостроительство в философском и художественном космизме. Статья вторая

Гачева Анастасия Георгиевна ФГБУН «Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук», Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а, E-mail: a-gacheva@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5453-0881

Статья продолжает описание эстетической системы русского космизма сквозь призму темы миро- и телостроительства. Рассмотрены особенности трактовки идеи синтеза искусств, ключевая для философии космизма идея единства науки и искусства, концепция культуры будущего. Проанализированы тезис Федорова «Наша жизнь есть акт эстетического творчества», его представление о созидании человеком себя как деле искусства. Показаны христианские корни идеи преображенной телесности, развитой у Н.Ф. Федорова и космистов 1920-х гг.

Литература:

1. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 414 с.

2. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — С. 288–303.

3. Горский А.К. Сочинения и письма: В 2 кн. — Кн. 1. — М.: ИМЛИ РАН, 2018. — 1006 с.

4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Т. 15. — Л.: Наука, 1976. — 623 с.

5. Муравьев В.Н. Сочинения: В 2 кн. — Кн. 2. — М.: ИМЛИ РАН, 2011. — 717 с.

6. Семенова С.Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. — М.: Советский писатель, 1989. — 440 с.

7. Сухово-Кобылин А.В. Летание // Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — С. 53–56.

8. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Т. 1. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 518 с.

9. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Т. 2. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 544 с.

10. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Т. 4. — М.: Традиция, 1999. — 687 с.

11. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Дополнения. Комментарии к т. IV. — М.: Традиция, 2000. — 637.

12. Филонов П.Н. Теория аналитического искусства. Канон и закон [Электронный ресурс]. — URL: https://textarchive.ru/c-1160930-p8.html (дата обращения: 28.07.2020).

13. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. — Т. 3 (1). — М.: Мысль, 1999. — 621 с.

14. Циолковский К.Э. Живые существа космоса / К.Э. Циолковский. Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. — Тула: Приокское книжное издательство, 1986. — 448 с.

15. Чекрыгин В.Н. О Соборе Воскрешающего Музея // Н.Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. — Кн. 2. — СПб.: РХГА, 2008. — С. 450–482.

16. Экономцев И. Исихазм и возрождение (Исихазм и проблема творчества) / И. Экономцев. Православие, Византия, Россия. — М.: Христианская литература, 1992. — С. 167–196.

The research has been carried out at Gorky Institute of world literature of the Russian Academy of Sciences at the expense of the Russian science Foundation grant (RSF, project № 17-18-01432-П).

Статья поступила 02.08.2020

В концепции искусства как миростроительства выстраивалась своя лествица искусств, намечались свои версии синтеза художественных энергий, к которому так стремились творцы модернистской эпохи. Вагнеровская идея Gesamkunstwerk поворачивалась здесь новыми гранями. В качестве целостного жанра, способного объединить в себе все искусства, Вагнер и Ницше выдвигали музыкальную трагедию, а ее образцом ставили вагнеровскую тетралогию «Кольцо нибелунга». Федоров лествицу искусств венчает не музыкой, а архитектурой. Именно на примере архитектуры раскрывает он определение искусства как «противодействия падению». Архитектурные создания вытянуты в вертикаль, зримо сопротивляются закону всемирного тяготения, метафорически выражая несмиренность с естественным порядком природы, влекущим все живое к разрушению, падению, смерти. Архитектура собирает и художественно организует природную материю, творит из нее новую реальность, строится по законам, выработанным и утвержденным самим человеком.

Архитектура земного, как сказал бы А.В. Сухово-Кобылин, «теллурического» человечества, с точки зрения Федорова, — это проектирование будущего, это локальное, опытное предварение грядущей небесной, космической архитектуры, попытка, пусть и в камерном виде, «собрать» образ Вселенной, представить модель преображенного мироздания, которую станет воплощать будущее синтетическое «искусство действительности». Философ оборачивается на историю архитектуры, много размышляя о символике храма, особенно православного, трактуя ее как явление «неба на земле», как икону обоженного мироздания, где уже нет смерти и розни. Храм есть «подобие Вселенной, в которой оживлено все то, что было умерщвлено», «проект мира, каким он должен быть, то есть новой земли и нового неба, преисполненных силою не разрушающею и умерщвляющею, а воссозидающею»2.

Для Цитирования:
Гачева Анастасия Георгиевна, Искусство как миро- и телостроительство в философском и художественном космизме. Статья вторая. Вопросы культурологии. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: