Сегодня пул технологий, связанных с искусственным интеллектом, становится одним из ключевых факторов, способным обеспечить конкурентные преимущества предприятий, принадлежащих практически к любой отраслевой группе, что и обуславливает самое широкое использование таких технологий игроками отечественного и зарубежных финансовых рынков. При этом спектр применения искусственного интеллекта в финансовой сфере является весьма широким и в настоящее время охватывает практически все без исключения аспекты деятельности соответствующих компаний: от взаимодействия с клиентами и контрагентами и осуществления всевозможных аналитических процедур, до формирования качественно новых механизмов управления рисками и комплексного мониторинга рынка.
Одновременно с этим перспективный потенциал дальнейшего расширения применения технологий искусственного интеллекта в рассматриваемой области, очевидно, далеко не исчерпан, а открывающиеся к его росту и реализации возможности представляются весьма значительными.
В частности, согласно консенсус-прогнозу ряда экспертов, совокупный объем глобального рынка решений, имеющих в своем основании такие технологии, к 2030 г. достигнет отметки в 1,8 трлн долларов США, а среднегодовой темп прироста такого рынка на отрезке 2023-2030 гг. составит более 35%[11]. Исходя из этих же оценок, общий экономический потенциал внедрения искусственного интеллекта в различных отраслях мировой экономики превышает 25 трлн долларов США, а его важнейшими факторами, генерирующими дополнительную прибыль в результате использования таких решений станут рост эффективности всех бизнес-процессов в результате их автоматизации и роботизации, а также повышение производительности человеческих ресурсов (рис. 1).
При этом финансовый сектор представлен отраслями, активность внедрения в которых технологий искусственного интеллекта является одной из наиболее высоких. В частности, такие технологии, связанные с роботизацией бизнеса, активно используются практически половиной от общего числа финансовых компаний; технологии работы с естественными языками — 42%, распознавания речи — 30% (рис. 2).