За последние несколько лет искусственный интеллект (далее — ИИ) становится важным инструментом в различных сферах деятельности, включая в первую очередь бизнес, медицину и образование. Одной из областей, где ИИ может оказать значительное влияние и пока не столь активно используется, является фандрайзинг. В условиях текущей экономической ситуации и растущей конкуренции за ресурсы, организации, занимающиеся фандрайзингом, ищут новые способы повышения эффективности своих кампаний и улучшения взаимодействия с потенциальными и существующими донорами.
ИИ предоставляет множество возможностей для оптимизации процессов фандрайзинга. Так, с помощью анализа больших данных, алгоритмов машинного обучения, автоматизации рутинных задач, организации могут более точно определять целевую аудиторию, персонализировать коммуникации и предсказывать поведение доноров. Это не только повышает вероятность получения пожертвований, но и способствует более глубокому пониманию потребностей и интересов доноров, что, в свою очередь, укрепляет отношения между организациями и поддерживающими их компаниями и физлицами.
По мнению авторов дайджеста 2024 г. «Цифровизация и ИИ в работе НКО: новые тренды и перспективы» Благотворительного фонда Владимира Потанина, которое мы разделяем, разнообразие используемых ИИинструментов и внимание к их потенциалу со стороны некоммерческих организаций (НКО) заметно выросли за последние один — два года, что связано с появлением ChatGPT (2022) и других нейросетей с обширным функционалом [3].
Рассмотрим применение ИИ НКО за рубежом, в частности в Европе. Европейская ассоциация фандрайзеров в 2024 г. выпустила свой уже традиционный ежегодный отчет «The Nonprofit Pulse», посвященный значительным вызовам и возможностям для некоммерческих организаций Европы и тому, как они на них реагируют. Укажу, что в отчете 2024 г. впервые уделяется особое внимание развитию ИИ [2].
Отчет, подготовленный Европейской ассоциацией фандрайзеров, основан на опросе 671 высокопоставленного представителя некоммерческих организаций из 20 стран Европы, проведенном в ноябре 2023 года. Отчет показывает как продолжающийся экономический кризис приводит к тому, что некоммерческие организации по всей Европе делают больше с меньшими затратами, при этом спрос на их услуги и рабочая нагрузка растут, а пожертвования и финансирование сокращаются. При этом на ИИ возлагаются определенные надежды по улучшению сложившейся ситуации.