Минэкономразвития РФ предложило сделать учебный модуль по искусственному интеллекту обязательным для высших учебных заведений. Инициативу поддержал В. Путин, дав поручение Правительству до 1 марта 2024 года «принять дополнительные меры, направленные на повышение уровня компетенций в сфере искусственного интеллекта специалистов, в том числе обеспечив, начиная с 2024 года, поэтапное применение образовательного модуля «Системы искусственного интеллекта» в составе образовательных программ высшего образования и программ повышения квалификации в качестве обязательного модуля».
Мы попросили экспертов высказаться по поводу необходимости и реализации данного проекта в каждом вузе.
СЕРГЕЙ ГАТАУЛЛИН, кандидат экономических наук, техноброкер, экономист, IT-менеджер:
— Идея Минэкономразвития РФ — замечательная, но, как всегда «дьявол в деталях». Что происходит в реальности? Вузы, выполняя регуляторные требования, начинают очередную верхнеуровневую корректировку учебных планов, при этом в аудитории выходят преподаватели и читают в лучшем случае прежние классические дисциплины направления прикладной математики и информатики, а зачастую — разного рода гуманитарные изыскания, никакого отношения к передовым технологиям прикладного искусственного интеллекта не имеющие. А проблема очевидна — стоимость необходимых специалистов на рынке в три-четыре раза, а в некоторых случаях на порядок, выше зарплат, которые могут платить вузы, при этом бизнес вполне способен поддерживать систему мотивации такого уровня в своих R&D подразделениях. То есть поставка вузам таких задач на государственном уровне требует выделения соответствующего финансирования.
Но это формальная часть, а есть еще содержательная часть учебных планов и компетенций обучающихся приобретаемых по мере освоения учебных модулей. Погоня вузов за внедрением в планы самых современных и новомодных названий в борьбе за внимание абитуриента и под давлением регуляторов, приводит к тому, что знания студенты получают кусками, иногда бессистемно. Такая ситуация возникает в результате того, что нет единого мнения относительно стандартов преподавания и используемого технологического стека, банально не хватает времени на обсуждение и закрепления норм по новым дисциплинам. То есть преподаватель выходит в аудиторию на очередную лекцию или семинар и может услышать от обучающихся, что материал уже пройден в рамках предыдущих учебных модулей по дисциплинам с другими названиями.