По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Иртыш: от прошлого к будущему (к 80-летию Тюменской области)

В.В. Аксарин кандидат исторических наук, доцент, главный научный сотрудник, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник Государственного автономного учреждения культуры «Тюменское музейно-просветительское объединение»

Предметом исследования выступает исторический опыт развития и функционирования водного транспорта, жизни и деятельности тобольских речников на протяжении 80 лет, объектом — река Иртыш, как важная составляющая транспортного комплекса страны и Тюменского региона. Усилиями водников Западной Сибири в ХХ в. был создан крупнейший в азиатской России транспортный комплекс, сыгравший неоценимую роль в освоении и заселении Тюменского региона и в развитии производительных сил на востоке страны. Цель статьи — рассмотреть и оценить исторический опыт основных направлений деятельности водников Обь-Иртышья.

Литература:

1. Речной транспорт за 50 лет. — М.: Транспортиздат, 1967. С. 204.

2. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5 т.: Сб. док. за 50 лет. Т. 3. 1941–1952 гг. / Сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков. — М.: Политиздат, 1968. С. 449–460.

3. ГУ ИсА. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 140. Л. 57.

4. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 1281. Оп. 1. Д. 42. Л. 116.

5. ГУ ИсА. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 159. Л. 49.

6. ГУ ИсА. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 140. Л. 55.

7. Тюменская область за 50 лет: Стат. сб. — Омск: Статиздат, 1967. С. 202.

8. Речной транспорт за 50 лет. — М.: Транспортиздат, 1967. С. 267.

9. Тюменская область за 50 лет: Стат. сб. — Омск: Статиздат, 1967. С. 202, 205.

10. Прибыльский Ю.П. Судьба моя, Иртыш, 1970. (рукопись) С. 152–154.

11. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 1374. Оп. 3. Д. 190. Л. 1, 2, 4.

12. Транспортный комплекс Уральского федерального округа. Информационно-аналитический каталог. Екатеринбург, 2005. С. 186.

13. Транспортный комплекс Уральского федерального округа. Информационно-аналитический каталог. Екатеринбург, 2005. С. 189.

14. Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. С. 180, 181; Томилов В. Воспоминания тоболяка: о фактах и людях. — Шадринск: Исеть, 2005. С. 116–131.

За годы существования Тюменской области сибирские водники вошли в советскую систему водного транспорта, вынесли испытания Великой Отечественной войной, рыночной экономикой. Речники осуществили переход к подготовке квалифицированных кадров в образовательных учреждениях Тобольска. В результате технической реконструкции на смену пароходам пришли суда нового типа — теплоходы; обновился состав грузового, пассажирского, промыслового, технического флотов, введены в действие крупнейший на Иртыше Тобольский судоремонтный завод и Тобольский речной порт. Они внесли существенный вклад в транспортное освоение и обустройство нефтяных и газовых промыслов Севера, сооружение железной дороги Тюмень — Тобольск Новый Уренгой и в подъем рыбного хозяйства Обь-Иртышья.

Тюменская область была образована 14 августа 1944 г. Ее образование пришлось на период Великой Отечественной войны, когда деятельность речников осложняли серьезные трудности: физический и моральный износ флота и судового оборудования, дефицит топлива и горюче-смазочных материалов, недостаток квалифицированных кадров плавательского состава. Водники Тобольска стремились компенсировать издержки войны самоотверженным трудом по обеспечению транспортных связей Западной Сибири с ее северными районами. Коллектив Тобольской пристани переработал за годы войны 4 млн. т различных грузов, принял и отправил в пункты назначения сотни тысяч пассажиров.

В марте 1946 г. I сессия Верховного Совета СССР утвердила четвертый пятилетний план на 1946–1950 гг. Намечалось улучшить использование сибирских рек, ускорить оборот флота, повысить скорости доставки грузов в среднем на 25 проц. по сравнению с 1940 г [1].

1 сентября 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта» [2]. В этом же году в связи со столетием судоходства на реках Западной Сибири Президиум Верховного Совета СССР наградил Иртышское пароходство орденом Трудового Красного Знамени.

Вслед за рабочими Москвы и Ленинграда речники Иртыша включились во Всесоюзное соревнование «Пятилетку за четыре года!». Они заключили социалистический договор с речниками Оби, а тоболяки с тюменцами [3]. В навигацию 1948 г. команда теплохода «Сибирь» первой включилась в трудовое движение. «Сибирь» провела сверхплановый рейс из Тобольска на Ямал [4]. В 1948 г. тоболяки выполнили задание по грузообороту на 213,5 проц., завоевали переходящее Красное знамя Тобольского горкома и горисполкома [5]. Тобольский районный комитет профсоюзов речников организовал соревнование по профессиям. В 1948 г. звания «Лучший лоцман» были удостоены ветераны труда И.Г. Овсянкин и П.М. Плеханов [6].

Для Цитирования:
В.В. Аксарин, Иртыш: от прошлого к будущему (к 80-летию Тюменской области). Музей. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала