Одной из главнейших задач вузов является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые обеспечат переход экономики России на инновационный уровень развития во всех отраслях.
Президент России В.В. Путин на съезде Российского Союза ректоров обратил особое внимание на поиск и формирование талантов, указав, что это чрезвычайно важная работа, и, конечно, не менее важно помочь молодому человеку сориентироваться в огромном потоке информации, направить его в наиболее перспективную для конкретного человека нишу. И нужно заранее совместно с будущими работодателями определять путь молодого человека. Это всё должно быть решено в триедином пространстве.
Основное направление деятельности вуза — это оценка выпущенных кадров, то есть стоимости сформированного образователь ного капитала1 , который возможно и необходимо измерять, управлять его подготовкой и использованием.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учёта и аудита Ростовского государственного строительного университета
В России вопрос денежной оценки выпущенных вузами специалистов даже не ставится на повестку дня на различных форумах. В поисковых системах на русском языке на запрос «учёт человеческого капитала» даётся всего нескольких сотен ссылок.
Аналогичный запрос на английском языке (accounting behavioral) даёт от 5 до 12 млн ссылок. В США только на степень доктора философии по этой проблеме защищается более 100 диссертаций в год.
О нецелесообразности или невозможности оценки кадрового капитала российские специалисты выдвигают доводы о том, что человеческий капитал:
— не поддаётся измерению, так как не является физическим;
— человеческий капитал (административный, профессорско-преподавательский, студенческий) не принадлежит вузу и поэтому не отражается в учёте;
— не может быть присвоен и неперемещаем;
— не отражается в балансах и отчётности;