Управление инвестиционно-строительными процессами в Российской Федерации постоянно изменяется вслед за модификацией рыночных отношений: стартовав с позиции государственного планирования и организации строительства,государство проделало долгий путь до первых попыток нормативного закрепления институтов инвестиций в строительной деятельности.
В контексте рассмотрения вопросов привлечения финансирования возникает еще и проблема максимизации эффективности данных процессов. Главная задача всего строительства — сокращение инвестиционного цикла, улучшение качества производимой продукции. Причина установления данной задачи — российские инвестиционные программы реализуются дольше, чем их аналоги в зарубежных государствах. Решение проблемы — разработка методологических документов на уровне руководства субъектов федерации, создание сетевых форматов инвестиционно-строительной деятельности для участников процесса.
Естественные монополии имеют своеобразный правовой статус: с одной стороны — они являются коммерческими организациями, то есть их целью становится получение прибыли, но с другой стороны — они являются явными представителями государства, которое обладает контрольным пакетом их акций.
Такая двойственная правовая природа естественных монополий ведет к тому, что создание каких-либо инвестиционных проектов на любом уровне автоматически означает необходимость их согласования с федеральными органами управления, что существенно затормаживает финансирование наиболее проблемных сфер общественной жизни.
Выделяют три основные проблемы ИСД в России.
• Отсутствие обоснований инвестиций при создании инвестиционных проектов.
• Слабое обоснование инвестиций при создании долгосрочных или сред несрочных инвестиционных программ на разных уровнях.
• Дифференциация обоснований объемов капвложений при строительстве объектов разного назначения.
Слабое обоснование инвестиций в международной практике решается так.
Необходимо разработать общефедеральные стандарты обоснования инвестиций при осуществлении различных проектов. Например, если реализуется национальный проект, посвященный обеспечению граждан жильем, то в этом случае необходимо создать и инвестиционную программу, а не простую дорожную карту. Инвестиционная программа при этом концептуально не может быть скорректирована.