Новые санкции Вашингтона означают, что, несмотря на саммит ПутинТрамп, перспективы нормализации отношений России и США фактически отсутствуют. Ответные меры, которые способна принять Россия, к сожалению, не симметричны. Ведь Вашингтон фактически контролирует международную торгово-финансовую систему, включая инвестиционную. Вопрос, за счет каких источников в этих условиях Россия будет наращивать инвестиции, необходимые для экономического роста и выполнения майских указов президента, стоит сегодня очень остро. И не только в финансовом, но и в социальном плане. Профессор ВШЭ Олег Вьюгин предупреждает, что иностранным инвесторам рано или поздно придется «ликвидировать инвестиционную позицию на страну» (Россию. — Ред.). Он называет сумму портфельных инвестиций, которые могут быть выведены из России, — более 70 млрд долл. плюс 30 млрд предстоящих платежей по корпоративным долгам (общий объем расходов на обслуживание госдолга РФ за январь — июнь 2018 г. составил 383,5 млрд руб.). Это одномоментно не по силам платежному балансу, даже при нынешних ценах на нефть. Значит, потребуется девальвация рубля, чтобы свести концы с концами в платежном балансе. А девальвация, как известно, ведет к росту цен и сокращению внутренних спроса и потребления. Поэтому необходимы шаги денежных властей, чтобы предотвратить сценарий глубокого падения реальных доходов населения («Ведомости», 13.08.2018).
Обозреватель «Российской газеты» Яков Миркин тоже предупреждает: нельзя стричь овец дважды… при этом не важно, как называются налоги. С точки зрения экономического роста у нас избыточное налоговое бремя. Все страны с динамикой ВВП выше 5 % имеют сегодня фискальную нагрузку ниже, чем в России. Четверть века мы давили рост через финансы, четверть века «холодного кредита и сверхвысокого процента». С начала 2000-х гг. бюджет работает по принципу: «взять больше и отправить значительную часть взятого в резерв, в валюту, за рубеж». Все это вычет из денег населения и бизнеса вместо инвестиций и роста спроса (РГ, 16.07.2018).