Статья поступила 23.10.2019
Технология интерпретации произведений искусства как в экспозиционно-средовом, онтологическом, так и в каталожно-атрибуционном и гносеологическом плане претерпела изменения благодаря доминированию в последние десятилетия нелинейного представления об арт-объектах и объектах культуры. Доказанная автором актуальность рассмотрения явлений самоорганизации в искусстве [2, с. 25; 3, с. 97; 6, с. 23] и междисциплинарных экспериментах в данном материале конкретизируется, развивается в теорию антропологизма [4, с. 79]. Разработка версии о феноменальной продуктивности метода сравнительного антропологического анализа в комплексе с системой других аналитических методов — эволюционного метода, метода аналогии — является предметом данного исследования на материале ряда произведений известных художников, чье творчество представлялось исследованным до аксиоматической полноты [1].
Гипотезой исследования является утверждение об иконографической инверсии образов зрелых мадонн Рафаэля. Доказать либо опровергнуть факт инверсии предлагается путем синтеза искусствоведческого, антропологического, психологического и эволюционного анализа творчества Рафаэля.
Возрождение поставило перед его творцами задачу персонификации, персонализации, антропологизации накопленного в Средневековье теологического материала. Возрожденческий антропоцентризм достигает такого уровня и масштаба, что становится актуальной тема «Художник и модель», наиболее показательно проявившись в творчестве Пармиджанино, Антонелло да Мессина, Рафаэля и Боттичелли. Внутри развития этой темы можно выделить три самостоятельных явления, фактора.
На первом этапе поиск модели оформляется в антропологическую конкретизацию на уровне группы персонажей, которые выглядят как сообщество с едиными антропологическими характеристиками, что наблюдается, в частности, у Джотто. В другом случае на первый план выходит конкретизация прототипа, стабилизирующаяся с нахождением конкретной модели, физически проявленного живого «правила пропорций» (да Мессина). Третий уровень темы «Художник и модель» отличается повышенной конкретизацией и устойчивым использованием одной и той же модели на протяжении длительного периода, иногда всего творческого пути, что справедливо в отношении Пармиджанино, Боттичелли.