По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.034.5 DOI:10.33920/nik-01-2007-05

Инверсия женских образов Рафаэля

Косполова Наталия Эмильевна ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры» Россия, 625039, Тюмень, ул. Харьковская, д. 54/70, e-mail: koospol@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org /0000-0002-2759-3016

Статья раскрывает положительные аспекты применения междисциплинарных исследований при решении проблем в спорных случаях применения сравнительного искусствоведческого анализа. Антропологические исследования, как и анализ невербальных методик решения психологических задач посредством искусства, позволяют взглянуть на творчество признанных мастеров с новой позиции. Применение антропологического анализа дает опыт построения такой сравнительной конструкции, которая близка универсальной. Феномен одновременной эволюции технологии в портретах Рафаэля и предполагаемой и доказываемой инверсии женского образа рассматривается впервые. Работа опровергает устоявшееся мнение о «Сикстинской Мадонне» как духовной вершине творчества Рафаэля и приводит новые оценки творчества да Мессина.

Литература:

1. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: курс лекций в 2 т. — Т. 1: XIV–XV столетия / М. Дворжак; под ред. Е.И. Ротенберга. — М.: Искусство, 1978.

2. Косполова Н.Э. Некоторые факты проявления самоорганизации в искусстве // Молодая мысль на пороге нового века. Материалы Российской молодежной науч.практ. конф., 27–28 апреля 2000 г. — Екатеринбург: Фонд творческой педагогики, 2000. — С. 20–25.

3. Косполова Н.Э. Образ как элемент открытой системы в экспозиции «Север — открытый космос» // Ежегодник ТОКМ. Научно-методическое издание. — Тюмень: ТОКМ, 2001. — С. 91–99.

4. Косполова Н.Э. Отличия в характере персонализации объекта на примере работ Джотто, Боттичелли, Рафаэля и Пармиджанино // Вопросы культурологии. — 2013. — № 7. — С. 78–82.

5. Косполова Н.Э. Реконструкция антропологического персонализма у Боттичелли // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — Челябинск: ЧГАКИ, 2014. — № 4 (40). — С. 98–101.

6. Косполова Н.Э. Самоорганизация в комплектовании // Словцовские чтения — 2002. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Тюмень: ТГУ, 2002. — С. 22–23.

7. Рафаэль / Под ред. В.В. Стародубовой. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 176 с.

Статья поступила 23.10.2019

Технология интерпретации произведений искусства как в экспозиционно-средовом, онтологическом, так и в каталожно-атрибуционном и гносеологическом плане претерпела изменения благодаря доминированию в последние десятилетия нелинейного представления об арт-объектах и объектах культуры. Доказанная автором актуальность рассмотрения явлений самоорганизации в искусстве [2, с. 25; 3, с. 97; 6, с. 23] и междисциплинарных экспериментах в данном материале конкретизируется, развивается в теорию антропологизма [4, с. 79]. Разработка версии о феноменальной продуктивности метода сравнительного антропологического анализа в комплексе с системой других аналитических методов — эволюционного метода, метода аналогии — является предметом данного исследования на материале ряда произведений известных художников, чье творчество представлялось исследованным до аксиоматической полноты [1].

Гипотезой исследования является утверждение об иконографической инверсии образов зрелых мадонн Рафаэля. Доказать либо опровергнуть факт инверсии предлагается путем синтеза искусствоведческого, антропологического, психологического и эволюционного анализа творчества Рафаэля.

Возрождение поставило перед его творцами задачу персонификации, персонализации, антропологизации накопленного в Средневековье теологического материала. Возрожденческий антропоцентризм достигает такого уровня и масштаба, что становится актуальной тема «Художник и модель», наиболее показательно проявившись в творчестве Пармиджанино, Антонелло да Мессина, Рафаэля и Боттичелли. Внутри развития этой темы можно выделить три самостоятельных явления, фактора.

На первом этапе поиск модели оформляется в антропологическую конкретизацию на уровне группы персонажей, которые выглядят как сообщество с едиными антропологическими характеристиками, что наблюдается, в частности, у Джотто. В другом случае на первый план выходит конкретизация прототипа, стабилизирующаяся с нахождением конкретной модели, физически проявленного живого «правила пропорций» (да Мессина). Третий уровень темы «Художник и модель» отличается повышенной конкретизацией и устойчивым использованием одной и той же модели на протяжении длительного периода, иногда всего творческого пути, что справедливо в отношении Пармиджанино, Боттичелли.

Для Цитирования:
Косполова Наталия Эмильевна, Инверсия женских образов Рафаэля. Вопросы культурологии. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: