По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Инвентаризация активов и обязательств учреждения здравоохранения и порядок отражения в учете ее результатов

Кришталева Т.И. д-р экон. наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 107996, Москва, ул. В. Масловка, д. 15. E-mail: tkrishtaleva@mail.ru
Логвинова С. студентка факультета учета и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Для рационального расходования активов и сохранности имущества бюджетные учреждения проводят определенные контрольные мероприятия. Основным из них является инвентаризация. Несомненно, для любой организации инвентаризация является важным процессом, однако для учреждений она имеет дополнительный смысл, поскольку они, как правило, действуют под надзором государственных или муниципальных органов. Поэтому расхищение имущества и большое количество недостач для коммерческой организации могут быть чреваты низкими результатами деятельности, а для учреждений это может привести к серьезным судебным последствиям. По этой же причине инвентаризация в учреждениях строго регламентирована. В статье рассматриваются различные нормативно-правовые акты, относящиеся к инвентаризации в учреждениях, порядок проведения инвентаризации, документальное оформление результатов, а также их отражение в учете.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»: приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

3. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности: приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н.

4. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.

5. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

6. Письмо Минфина России от 27.11.2014 № 02-06-10/60461.

7. Письмо Минфина России от 23.12.2016 № 02-07-10/77499.

8. Зарипова М. Годовая инвентаризация и оформление ее результатов // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. — 2018. — № 1.

9. Опарина С.И. Регламент проведения контрольных мероприятий региональным органом государственного внутреннего финансово-бюджетного контроля // Проблемы экономики и юридической практики. — 2017. — № 2.

10. Федченко Е.А. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств при первом применении стандартов государственного сектора // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 6. — С. 12–20.

Необходимость проведения инвентаризации активов и обязательств определена в приказе Минфина России от 31.12.2016 № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности”». В ст. 9 указано, что данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств [3].

Определения актива и обязательства для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности указаны в приказе Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”». В соответствии со ст. 36 и 39 данного приказа активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод, а обязательством признается задолженн ость, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды [2].

В этом же приказе в главе 8 установлены основные требования к инвентаризации активов и обязательств. Основная суть процесса инвентаризации отражена в ст. 79: «При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета». В ст. 80 указано, что порядок и срок проведения инвентаризация активов и обязательств устанавливаются субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также инвентаризация проводится в обязательных случаях.

Инвентаризация в учреждениях проводится в соответствии с действующим законодательством. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых о бязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», распространяются в том числе на организации, основная деятельность которых финансируется з а счет средств бюджета [4].

Для Цитирования:
Кришталева Т.И., Логвинова С., Инвентаризация активов и обязательств учреждения здравоохранения и порядок отражения в учете ее результатов. Бухучет в здравоохранении. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: