— Канадан Канашевич, здравствуйте! Я знаю, что Вы в разные годы работали в Павлодаре ассистентом курса неотложной медицинской помощи в чрезвычайных обстоятельствах факультета усовершенствования врачей, заведующим курсом медицины катастроф ФУВ. Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно сферу скорой медицинской помощи? Насколько я знаю, это одна из самых сложных областей медицины.
— Мне ближе всего оперативная работа. Тем более скорая помощь — это передовая. Все первые контакты при чрезвычайных ситуациях, при обращении больного, вызовы скорой помощи — это неотложная медицина. Когда мы начинали программу модернизации, то увидели, что в работе постсоветской системы много нерешенных проблем, их оказалось более чем достаточно: загруженная система, сложности с материально-технической базой, отсутствие новых технологий. Мы начали менять систему с 2010 г. Когда получили первые результаты, то меня и всю команду это полностью захватило. Эти 7 лет пролетели для меня как 7 дней.
— Какие изменения произошли за эти 7 лет? Какие преимущества по сравнению со старой системой?
— С 2010 по 2013 г. мы запустили 12 проектов, связанных с инновационными технологиями. Вот несколько из них: автоматизированная система управления; навигационная система (GPS); автоматизированное рабочее место; электронная медицинская карта; создание пиковых бригад; перевод автотранспорта на газовое оборудование; специальный учебный центр (а также возможность дистанционного обучения в нем); патрулирование бригад; 3H-система; дистанционное ЭКГ; использование телемедицины на догоспитальном этапе.
— Расскажите о нескольких из этих внедрений, пожалуйста.
— Я бы хотел остановиться, например, на программе «АСУ». В чем ее суть? Автоматизированная система управления делает все за человека. У нас существует 263 программы, они используются для приема вызовов, расхода лекарственных средств, контроля транспортировки больного и так далее. Время приема и передачи вызова сокращено до 30 секунд, это в 4–5 раз быстрее, чем если бы человек просто позвонил по телефону.