ТЕМА ИНТЕРВЬЮ: новое в организации контроля качества медицинской помощи
— Полгода назад был утвержден приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», в чем принципиальная новизна данного нормативно-правового акта?
— Прежде всего считаю необходимым сказать несколько слов об истории вопроса. Внутренний контроль качества, который существовал ранее, до введения в действие настоящего приказа, организовывался региональными органами управления здравоохранения на основании положений, разработанных на местном уровне. Так происходило до 2012 г., т. е. до вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
После вступления в силу данного федерального закона, согласно ст. 90 этого нормативно-правового акта, внутренний контроль качества был передан на уровень руководителей медицинских организаций. Таким образом, документы, касающиеся внутреннего контроля качества, разработанные ранее в субъектах РФ, автоматически утратили юридическую силу. Однако методологически в целом руководители медицинских организаций продолжали ими пользоваться. Существовала привычная трехуровневая система внутреннего контроля качества медицинской помощи: заведующий отделением, заместитель главного врача, врачебная комиссия. Данная система практически сводилась к оценке качества оказания медицинской помощи на основании первичной медицинской документации.
В настоящее время в законодательстве использован принципиально новый термин: «внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности». В 2015 г. специалисты Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на основании ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дали более расширенное толкование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Оно включает в себя не только медицинскую помощь, но и организацию работы всей медицинской организации в целом. Это и вопросы менеджмента — работы регистратуры, приемного покоя, организации экстренной медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического режима в стационаре и т. д. В 2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения были подготовлены и утверждены методические рекомендации по внутреннему контролю качества медицинской деятельности для поликлиник. С тех пор начались пилотные проекты, и изначально подразумевалось, что данный опыт будет в дальнейшем использован для всех медицинских организаций. Был разработан проект приказа, который включал в себя все упомянутые практические рекомендации. Его особенность состояла в том, что он содержал методологию обеспечения внутреннего контроля качества медицинской деятельности. Проект прошел общественное обсуждение, и наконец был принят упомянутый приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее — Приказ № 381н), однако методология осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структуру данного нормативно-правового акта не вошла.