Статья поступила 09.09.2019
Прежде чем приступить к рассмотрению обозначенной в заглавии темы по существу, следует ответить на вопрос: чем образование отличается от воспитания? На мой взгляд, прежде всего тем, что в образовании перед учащимся раскрывается все многообразие точек зрения на изучаемый предмет или по крайней мере описывается большинство наиболее существенных его трактовок. При воспитании же (здесь имеется в виду не воспитание хороших манер поведения, а воспитание идеологическое, осуществляемое в русле определенного мировоззрения) воспитуемому навязывается только одна точка зрения как единственно правильная, а все иные вообще не рассматриваются как неправильные. Образованный человек имеет возможность сознательно и ситуативно выбрать ту аналитическую позицию, которая ему ближе или которая более эффективна при решении стоящих перед ним задач. Идеологически воспитанный человек такой возможности не имеет, будучи «зомбирован» только одной навязанной ему идеологией.
Это понимание представляется важным при изучении артефактов исторической и современной культуры в ходе образования, и оно определяет характер интерпретирования этих артефактов в процессе обучения. Что преподается учащемуся: многообразие интерпретаций, рождающихся в различных социальных контекстах, или единственная разрешенная трактовка этих артефактов, соответствующая господствующей официальной идеологии?
Здесь будут рассматриваться задачи образования, а не идеологического воспитания, то есть проблема множественности возможных интерпретаций культурных артефактов как условие их исторического бытия.
Многообразие возможных пониманий исторических событий и культурных артефактов различными социальными группами населения требует разработки такого метода их рассмотрения, в котором элементы универсализма органично сочетались бы с этим многообразием, что наиболее отвечает современным научным принципам познания. Как представляется, алгоритм такой интерпретации должен включать по меньшей мере четыре составляющие: