* Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/.
Статья поступила 11.07.2023.
При изучении образа, художественных интерпретаций усадьбы и проекций усадебной культуры в советский период нельзя обойти вниманием кинематограф. «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» [10, с. 579] — слова В.И. Ленина, произнесенные в беседе с А.В. Луначарским, стали крылатыми, обозначили векторы деятельности в сфере культуры, сформулировали роль кинематографа в формировании общественного мнения, а также отразили большой интерес людей к искусству кино.
Хотя усадебная культура оказалась на периферии культурного контекста советской эпохи, тем не менее ряд сторон расщепленного образа усадьбы оказался востребованным советским кинематографом, прежде всего в экранизациях.
В целом можно говорить о двух векторах решения образа усадьбы в кинематографе советского периода: это негативная рецепция и поэтизация. Второй вектор, хронологически более поздний, наметился в период «оттепели».
Важнейшей характеристикой образа усадьбы раннего периода в общественном сознании, транслировавшейся и на кинематограф, была корреляция с классовым неравенством. Примечательна в этом отношении экранизация сценария Н.А. Зархи «Ксюша», вышедшая в 1924 г. под характерным названием «Особняк Голубиных». Режиссер В.Р. Гардин писал: «Тихая, лишенная радости любовь забитой деревенской девушки Ксюши и больного туберкулезом слесаря Скворцова. Тяжелая, гнетущая атмосфера темного, сырого подвала — жилища героя. Обреченность, чувство близкой гибели у Скворцова. Мучения Ксюши из-за наглых приставаний к ней молодого помещика. Но вот наступает Октябрь. Богатый особняк в имении Голубиных превращен в санаторий. Здесь ведется активная борьба против туберкулеза. Житель сырого подвала слесарь Скворцов становится одним из полноправных хозяев особняка, восстанавливает свое здоровье» [5, с. 27–28].