По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45 DOI:10.33920/nik-01-2309-03

Интерпретации усадьбы в советском кинематографе*

Федосеева (Акимова) Мария Сергеевна ФГБУН «Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук», Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а, E-mail: makanja@list.ru, ORCID: 0000-0001-6051-3949

В статье на обширном материале анализируются особенности, динамика и способы создания образа усадьбы в советском кинематографе. Будучи на периферии культурного контекста эпохи, усадьба тем не менее оказалась востребованной советским кинематографом. В ходе работы выявлены два основных вектора решения образа усадьбы в лентах 1920–1980-х гг. (в том числе хронологических): негативная рецепция усадьбы и ее поэтизация. Если в первой половине XX в. усадьба, как правило, представала как продукт и оплот классового неравенства, то с 1960-х гг. («оттепели») кинематографический образ усадьбы становится более разработанным, разворачивается в сторону поэтизации. В статье подробно рассмотрена дискуссия вокруг кинофильма «Дворянское гнездо» (1969, реж. А.С. Кончаловский) как один из знаковых этапов процесса «реабилитации» русской усадебной культуры.

Литература:

1. Адабашьян А.А. На съемочной площадке Никита Михалков. — М.: Союзинформкино, 1980. — 16 с.

2. Адабашьян А.А. Плюс к тому, о чем пишут другие // Никита Михалков: сборник / Сост. А.М. Сандлер. — М.: Искусство, 1989. — С. 165–169.

3. Александров А.Л., Соловьев С.А. Сто дней после детства. Киносценарий. Вступ. ст. Л.О. Арнштама. — М.: Искусство, 1976. — 104 с.

4. Артемьев Э.Н. Духовное родство // Никита Михалков: сборник / Сост. А.М. Сандлер. — М.: Искусство, 1989. — С. 169–175.

5. Гардин В.Р. Воспоминания. Т. 2. Написан при участии Т.Д. Булах-Гардиной. — М.: Госкиноиздат, 1952. — 276 с.

6. Ежов В.И. Почему «Дворянское гнездо»? // Мосфильм. — Вып. 7. Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. — С. 67–72.

7. Кончаловский А.С. Возвышающий обман. — М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999. — 352 с.

8. Кончаловский А.С. Низкие истины. — М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1998. — 336 с.

9. Левицкий А.А. Рассказы о кинематографе. — М.: Искусство, 1964. — 248 с.

10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — Т. 44. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — 726 с.

11. Луначарский А.В. Медвежья свадьба. Драма. — М.: Государственное издательство, 1924. — 161 с.

12. Михалков Н.С. Территория моей любви. — М.: Эксмо, 2015. — 416 с.

13. Михалков-Кончаловский А.С. Подступы к классике // Мосфильм. — Вып. 7. Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. — С. 50–67.

14. Рязанов Э.А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — 512 с.

15. Соловьев С.А. Борисов: «Все нужно строить». Портрет художника Александра Борисова // Искусство кино. — 2007. — № 8. — С. 91–112.

16. Соловьев С.А. Странный Тургенев // Асса и другие произведения этого автора. Книга третья: Слово за слово. — СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. — 436 с.

17. Столица и усадьба. — 1913. — № 1. — 24 с.

18. Тышкевич Б. Не все на продажу // Искусство кино. — 2007. — № 8. — С. 150–174.

Исследования

19. Аннинский Л.А. Лев Толстой и мы с вами // Мосфильм. — Вып. 7. Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. — С. 130–142.

20. Аннинский Л.А. Смысл красоты // Искусство кино. — 1969. — № 12. — С. 45–52.

21. Богданова О.А. Семиотика аллеи, «где кружат листы»: Тургенев, Гумилев, Бунин // Проблемы исторической поэтики. — 2019. — Т. 17, № 2. — С. 233–254. — DOI 10.15393/ j9.art.2019.6542.

22. Громов Е.С., Золотусский И.П. Диалог // Никита Михалков: сборник / Сост. А.М. Сандлер. — М.: Искусство, 1989. — С. 70–84.

23. Гуральник У.В. О том, как был потерян роман Тургенева // Искусство кино. — 1970. — № 2. — С. 64–70.

24. Демин В.П. В городе Ч. // Мосфильм. — Вып. 7. Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. — С. 160–195.

25. Желябужский Ю.А. Мастерство советских операторов. Краткий очерк развития // Киноведческие записки. — 2004. — № 69. — C. 246–260.

26. Иванова В.С., Михалкович В.И. Романтика пространства // Никита Михалков: сборник / Сост. А.М. Сандлер. — М.: Искусство, 1989. — С. 152–164.

27. Ковалов О.А. Кончаловский Андрей // Новейшая история отечественного кино. Кино и контекст / Сост. Л.Ю. Аркус. — М.: Сеанс, 2004. — Т. 4. — С. 76–78.

28. Кожинов В.В. Классика в жизни народа и на экране // Мосфильм. — Вып. 7. Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. — С. 11–49.

29. Куманьков Е.И. // Мосфильм. — Вып. 5. Ваше слово, товарищ автор. — М.: Искусство, 1965. — С. 189–210.

30. Липков А.И. Постижение любовью // Искусство кино. — 1970. — № 2. — С. 56–64.

31. Мачерет А.В. Художественность фильма. — М.: Искусство, 1975. — 256 с.

32. Мачерет А.В. Целостность фильма // Мосфильм. — Вып. 8. Размышления о фильмах / Редкол.: А.В. Мачерет и др. — М.: Искусство, 1980. — С. 142–165.

33. Мачерет А.В. Чувство красоты // Литературная газета. — 1969. — 12 октября. — С. 11.

34. Ольгин В. Фильм и историческая действительность // Искусство кино. — 1969. — № 12. — С. 38–45.

35. Рассадин С.Б. Экскурсия в прошлое России // Советский экран. — 1969. — № 17. — С. 12–13.

36. Светлов И.Е. Михаил Ромадин. — М.: Белый город, 2004. — 48 с.

37. Стариков Д.В. На rendez-vous с Россией // Искусство кино. — 1970. — № 5. — С. 107–120.

38. Туровская М.И. И мое мнение об экранизации // Мосфильм. — Вып. 7. Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. — С. 222–233.

39. Туровская М.И. Пьеса без названия // Никита Михалков: сборник / Сост. А.М. Сандлер. — М.: Искусство, 1989. — С. 54–59.

1. Adabash'jan, A.A. Na s’emochnoj ploshhadke Nikita Mihalkov [On the Set Nikita Mikhalkov]. Moscow, Sojuzinformkino Publ., 1980. 16 p. (In Russ.)

2. Adabash'jan, A.A. Pljus k tomu, o chem pishut drugie [Plus to What Others Write About]. Nikita Mihalkov: sbornik [Nikita Mikhalkov: Collection], comp. A.M. Sandler. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989, pp. 165–169. (In Russ.)

3. Aleksandrov, A.L., Solov'ev, S.A. Sto dnej posle detstva. Kinoscenarij [One Hundred Days after Childhood. Screenplay]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1976. 104 p. (In Russ.)

4. Artem'ev, Je.N. Duhovnoe rodstvo [Spiritual Kinship]. Nikita Mihalkov: sbornik [Nikita Mikhalkov: Collection], comp. A.M. Sandler. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989, pp. 169–175. (In Russ.)

5. Gardin, V.R. Vospominanija [Memoirs]. Vol. 2. M.: Goskinoizdat, 1952. 276 p.

6. Ezhov, V.I. Pochemu “Dvorjanskoe gnezdo”? [Why is the “Noble Nest”?]. Mosfil'm. Vypusk 7. Kniga sporit s fil'mom [Mosfilm. Issue 7. The Book Argues with the Film]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973, pp. 67–72. (In Russ.)

7. Konchalovskij, A.S. Vozvyshajushhij obman [Uplifting Deception]. Moscow, Kollekcija “Sovershenno sekretno” Publ., 1999. 352 p. (In Russ.)

8. Konchalovskij, A.S. Nizkie istiny [Low Truths]. Moscow, Kollekcija “Sovershenno sekretno” Publ., 1998. 336 p. (In Russ.)

9. Levickij, A.A. Rasskazy o kinematografe [Stories about Cinema]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1964. 248 p. (In Russ.)

10. Lenin, V.I. Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. 5th ed., Vol. 44. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoj literatury Publ., 1970. 726 p. (In Russ.)

11. Lunacharskij, A.V. Medvezh'ja svad'ba [Bear Wedding]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo Publ., 1924. 161 p. (In Russ.)

12. Mihalkov, N.S. Territorija moej ljubvi [The Territory of my Love]. Moscow, Jeksmo Publ., 2015. 416 p. (In Russ.)

13. Mihalkov-Konchalovskij, A.S. Podstupy k klassike [Approaches to the Classics]. Mosfil'm. Vypusk 7. Kniga sporit s fil'mom [Mosfilm. Issue 7. The Book Argues with the Film]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973, pp. 50–67. (In Russ.)

14. Rjazanov, Je.A. Nepodvedennye itogi [The Unsubstantiated Results]. Moscow, Vagrius Publ., 1995. 512 p. (In Russ.)

15. Solov'ev, S.A. Borisov: “Vsjo nuzhno stroit'”. Portret hudozhnika Aleksandra Borisova [Borisov: “Everything Needs to Be Built”. Portrait of the Artist Alexander Borisov]. Iskusstvo kino, 2007, no. 8, pp. 91–112. (In Russ.)

16. Solov'ev, S.A. Strannyj Turgenev [Strange Turgenev]. Assa i drugie proizvedenija jetogo avtora. Kniga 3: Slovo za slovo [Assa and Other Works of This Author. Book Three: Word for Word]. St. Petersburg: Seans Publ.; Amfora Publ., 2008. 436 p. (In Russ.)

17. Stolica i usad'ba [The Capital and the Estate], 1913, no. 1. 24 p. (In Russ.)

18. Tyshkevich, B. Ne vsjo na prodazhu [Not Everything is for Sale]. Iskusstvo kino, 2007, no. 8, pp. 150–174. (In Russ.)

Research

19. Anninskij, L.A. Lev Tolstoj i my s vami [Leo Tolstoy and You and Me]. Mosfil'm. Vypusk 7. Kniga sporit s fil'mom [Mosfilm. Issue 7. The Book Argues with the Film]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973, pp. 130–142. (In Russ.)

20. Anninskij, L.A. Smysl krasoty [The Meaning of Beauty]. Iskusstvo kino, 1969, no. 12, pp. 45–52. (In Russ.)

21. Bogdanova, O.A. Semiotika allei, “gde kruzhat listy”: Turgenev, Gumilev, Bunin [Semiotics of the Alley, “Where the Leaves are Circling”: Turgenev, Gumilev, Bunin]. Problemy istoricheskoj pojetiki, 2019, vol. 17, no. 2, pp. 233–254. DOI 10.15393/j9.art.2019.6542. (In Russ.)

22. Gromov, E.S., Zolotusskij, I.P. Dialog [Dialog]. Nikita Mihalkov: sbornik [Nikita Mikhalkov: Collection], comp. A.M. Sandler. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989, pp. 70–84. (In Russ.)

23. Gural'nik, U.V. O tom, kak byl poterjan roman Turgeneva [About how Turgenev's Novel was Lost]. Iskusstvo kino, 1970, no. 2, pp. 64–70. (In Russ.)

24. Demin, V.P. V gorode Ch. [In the City of Ch.]. Mosfil'm. Vypusk 7. Kniga sporit s fil'mom [Mosfilm. Issue 7. The Book Argues with the Film]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973, pp. 160–195. (In Russ.)

25. Zheljabuzhskij, Ju.A. Masterstvo sovetskih operatorov. Kratkij ocherk razvitija [Mastery of Soviet Operators. A Brief Outline of the Development]. Kinovedcheskie zapiski, 2004, no. 69, pp. 246–260. (In Russ.)

26. Ivanova, V.S., Mihalkovich, V.I. Romantika prostranstva [Romanticism of Space]. Nikita Mihalkov: sbornik [Nikita Mikhalkov: Collection], comp. A.M. Sandler. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989, pp. 152–164. (In Russ.)

27. Kovalov, O.A. Konchalovskij Andrej [Konchalovsky Andrey]. Novejshaja istorija otechestvennogo kino. Kino i kontekst [The Latest History of Russian Cinema. Cinema and Context], comp. L.Ju. Arkus, vol. 4. Moscow, Seans Publ., 2004, pp. 76–78. (In Russ.)

28. Kozhinov, V.V. Klassika v zhizni naroda i na jekrane [Classics in the Life of the nation and on the Screen]. Mosfil'm. Vypusk 7. Kniga sporit s fil'mom [Mosfilm. Issue 7. The Book Argues with the Film]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973, pp. 11–49. (In Russ.)

29. Kuman'kov, E.I. Mosfil'm. Vypusk 5. Vashe slovo, tovarishh avtor [Mosfilm. Issue 5. Your Word, Comrade Author]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1965, pp. 189–210. (In Russ.)

30. Lipkov, A.I. Postizhenie ljubov'ju [Comprehension by Love]. Iskusstvo kino, 1970, no. 2, pp. 56–64. (In Russ.)

31. Macheret, A.V. Hudozhestvennost' fil'ma [The Artistry of the Film]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 256 p. (In Russ.)

32. Macheret, A.V. Celostnost' fil'ma [The Integrity of the Film]. Mosfil'm. Vypusk 8. Razmyshlenija o fil'mah [Mosfilm. Issue 8. Reflections on Films], edit. A.V. Macheret, etc. Moscow, Iskusstvo Publ., 1980, pp. 142–165. (In Russ.)

33. Macheret, A.V. Chuvstvo krasoty [The Feeling of Beauty]. Literaturnaja gazeta. 12.10.1969, p. 11. (In Russ.)

34. Ol'gin, V. Fil'm i istoricheskaja dejstvitel'nost' [Film and Historical Reality]. Iskusstvo kino, 1969, no. 12, pp. 38–45. (In Russ.)

35. Rassadin, S.B. Jekskursija v proshloe Rossii [Excursion to the Past of Russia]. Sovetskij jekran, 1969, no. 17, pp. 12–13. (In Russ.)

36. Svetlov, I.E. Mihail Romadin [Mikhail Romadin]. Moscow, Belyj gorod Publ., 2004. 48 p. (In Russ.)

37. Starikov, D.V. Na rendez-vous s Rossiej [On Rendez-Vous with Russia]. Iskusstvo kino, 1970, no. 5, pp. 107–120. (In Russ.)

38. Turovskaja, M.I. I moe mnenie ob jekranizacii [And My Opinion about the Film Adaptation]. Mosfil'm. Vypusk 7. Kniga sporit s fil'mom [Mosfilm. Issue 7. The Book Argues with the Film]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973, pp. 222–233. (In Russ.)

39. Turovskaja, M.I. P'esa bez nazvanija [The Play without a Name]. Nikita Mihalkov: sbornik [Nikita Mikhalkov: Collection], comp. A.M. Sandler. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989, pp. 54–59. (In Russ.)

* Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/.

Статья поступила 11.07.2023.

При изучении образа, художественных интерпретаций усадьбы и проекций усадебной культуры в советский период нельзя обойти вниманием кинематограф. «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» [10, с. 579] — слова В.И. Ленина, произнесенные в беседе с А.В. Луначарским, стали крылатыми, обозначили векторы деятельности в сфере культуры, сформулировали роль кинематографа в формировании общественного мнения, а также отразили большой интерес людей к искусству кино.

Хотя усадебная культура оказалась на периферии культурного контекста советской эпохи, тем не менее ряд сторон расщепленного образа усадьбы оказался востребованным советским кинематографом, прежде всего в экранизациях.

В целом можно говорить о двух векторах решения образа усадьбы в кинематографе советского периода: это негативная рецепция и поэтизация. Второй вектор, хронологически более поздний, наметился в период «оттепели».

Важнейшей характеристикой образа усадьбы раннего периода в общественном сознании, транслировавшейся и на кинематограф, была корреляция с классовым неравенством. Примечательна в этом отношении экранизация сценария Н.А. Зархи «Ксюша», вышедшая в 1924 г. под характерным названием «Особняк Голубиных». Режиссер В.Р. Гардин писал: «Тихая, лишенная радости любовь забитой деревенской девушки Ксюши и больного туберкулезом слесаря Скворцова. Тяжелая, гнетущая атмосфера темного, сырого подвала — жилища героя. Обреченность, чувство близкой гибели у Скворцова. Мучения Ксюши из-за наглых приставаний к ней молодого помещика. Но вот наступает Октябрь. Богатый особняк в имении Голубиных превращен в санаторий. Здесь ведется активная борьба против туберкулеза. Житель сырого подвала слесарь Скворцов становится одним из полноправных хозяев особняка, восстанавливает свое здоровье» [5, с. 27–28].

Для Цитирования:
Федосеева (Акимова) Мария Сергеевна, Интерпретации усадьбы в советском кинематографе*. Вопросы культурологии. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: