В Транспортной стратегии Российской Федерации [1] отмечается, что «важную роль в обеспечении безопасности и надежности [на железнодорожном транспорте] внесет внедрение технологий интернета вещей в подвижной состав и инфраструктуру» (здесь и далее выделено автором).
Это положение перекликается с предписаниями правительственной Программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года по решению общекорпоративных задач обеспечения необходимого уровня безопасности движения и экологической безопасности и перехода на цифровую железную дорогу. В частности, Программой предусмотрено достижение к 2025 году такого целевого состояния информационных технологий ОАО «РЖД», при котором в технологические процессы компании будут «встроены системы интернета вещей, обработки больших данных, распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта» [2]. Данное предписание Правительства РФ опирается, в свою очередь, на стратегическое решение руководства ОАО «РЖД» по развитию технологической железнодорожной электросвязи в направлении создания в холдинге «РЖД» инфраструктуры для технологий промышленного (индустриального) интернета вещей [3].
Интернет вещей (англ.: Internet of Things, сокр. — IoT) — это инфраструктура взаимосвязанных сущностей (т.е. обособленно существующих материальных или нематериальных предметов), систем и информационных ресурсов, а также служб, позволяющих обрабатывать информацию о физическом и виртуальном мире и реагировать на нее1. Интернет вещей можно рассматривать также как концепцию сети передачи данных между физическими объектами («вещами»), оснащёнными встроенными средствами (датчиками, исполнительными устройствами) и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Для сравнения — как люди взаимодействуют друг с другом в Глобальной сети, так и вещи, подключенные к сети, тоже могут взаимодействовать друг с другом.
Один из вариантов обобщенной структуры организации интернета вещей представлен на рис. 1. Показаны четыре ключевых элемента структуры: