По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:004.7

Интернет вещей в интересах железнодорожной безопасности

В.М. Рудановский канд. техн. наук, e-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются различные схемы построения систем контроля элементов подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на основе технологии интернета вещей (Internet of Things или IoT) в целях обеспечения различных видов безопасности на железнодорожном транспорте. Кроме схем диагностирования железнодорожной сети глобального масштаба признается целесообразность реализации проектов интернета вещей в относительно локальном масштабе, например, только на некоторых станциях, подъездных путях или уникальных сооружениях, где осуществляются специфические для этих железнодорожных районов операции. В качестве примеров приводятся локальная система мониторинга местоположения и состояния тормозных башмаков, позволяющая оперативно оповещать дежурного по железнодорожной станции о выполнении его распоряжений по закреплению подвижного состава на станционных путях, а также система мониторинга, основанная на «летающих всепроникающих сенсорных сетях». Отмечается, что всеобъемлющее применение технологии интернета вещей позволит воздействовать на возникновение причин всех видов нарушений безопасности движения по классификации Минтранса России.

Литература:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

2. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года № 466-р.

3. Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга). Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2018 года № 769/р.

4. Суконников Г.В. Применение технологии «Интернет вещей» в ОАО «РЖД» / URL: https:// www.rzd-expo.ru/1.pdf (дата обращения — 04.03.2023).

5. РЖД собирается внедрить интернет вещей. — Новости, технологии. — 30 ноября 2018. / URL: https://if24.ru/rzhd (дата обращения — 04.03.2023).

6. Холдинг «РЖД» и структура Ростеха будут развивать технологии в сфере интернета вещей (IoT). — Петербургский международный экономический форум. Инновации. — 07.06.2019. / URL: https://company.rzd.ru/ru/9349/page/4069?accessib le=true&id=58142 (дата обращения — 04.03.2023).

7. SNCF запускает систему удаленного мониторинга поездов и инфраструктуры на основе Интернета вещей. 02 марта 2017 / URL: https:// zdmira.com/news (дата обращения — 04.03.2023).

8. Технологии промышленного интернета вещей в рамках развития идеологии цифровой железной дороги.- ЭР-ТЕЛЕКОМ. 06/12/2018 / URL: https://opzt.ru/2019/06/Vopros-9-MurzinA.M. (дата обращения — 04.03.2023).

9. Старовойтов М.М. Цифровые сервисы на основе комплексной системы диагностики и мониторинга состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта // XX Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов». — 26.11.2020. https://connectzone.kdmcenter.ru (дата обращения — 22.03.2023).

10. Ефанов Д.В. Система мониторинга устройств железнодорожной автоматики на основе промышленного «Интернета вещей» // «Мир транспорта», том 18, № 6, 2020. С. 118–134.

11. Программно-аппаратный комплекс контроля объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (ПАК «КОИЖТ») / https://www.2test.ru/solutions (дата обращения — 22.03.2023).

12. Абсолют: SmartTrace — мониторинг тормозных башмаков подвижного ж/д состава. Решение для железнодорожных компаний / URL: https://newland.by/ru/whatwedo/operat/ smarttrace (дата обращения — 22.03.2023).

13. Белоногов А.С., Шорохов Н.С. Мониторинг состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на основе технологии FUSN // «Инфокоммуникационные технологии». — Том 19, № 1, 2021. — С. 40–46.

В Транспортной стратегии Российской Федерации [1] отмечается, что «важную роль в обеспечении безопасности и надежности [на железнодорожном транспорте] внесет внедрение технологий интернета вещей в подвижной состав и инфраструктуру» (здесь и далее выделено автором).

Это положение перекликается с предписаниями правительственной Программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года по решению общекорпоративных задач обеспечения необходимого уровня безопасности движения и экологической безопасности и перехода на цифровую железную дорогу. В частности, Программой предусмотрено достижение к 2025 году такого целевого состояния информационных технологий ОАО «РЖД», при котором в технологические процессы компании будут «встроены системы интернета вещей, обработки больших данных, распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта» [2]. Данное предписание Правительства РФ опирается, в свою очередь, на стратегическое решение руководства ОАО «РЖД» по развитию технологической железнодорожной электросвязи в направлении создания в холдинге «РЖД» инфраструктуры для технологий промышленного (индустриального) интернета вещей [3].

Интернет вещей (англ.: Internet of Things, сокр. — IoT) — это инфраструктура взаимосвязанных сущностей (т.е. обособленно существующих материальных или нематериальных предметов), систем и информационных ресурсов, а также служб, позволяющих обрабатывать информацию о физическом и виртуальном мире и реагировать на нее1. Интернет вещей можно рассматривать также как концепцию сети передачи данных между физическими объектами («вещами»), оснащёнными встроенными средствами (датчиками, исполнительными устройствами) и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Для сравнения — как люди взаимодействуют друг с другом в Глобальной сети, так и вещи, подключенные к сети, тоже могут взаимодействовать друг с другом.

Один из вариантов обобщенной структуры организации интернета вещей представлен на рис. 1. Показаны четыре ключевых элемента структуры:

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Интернет вещей в интересах железнодорожной безопасности. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: