«Как у первой двадцатки, так и у сотни вузов заметным стал рост научных публикаций, — отметил исполнительный директор направления “Рейтинги вузов” RAEX (“Эксперт РА”) Алексей Ходырев. — Этот показатель непосредственно влияет на продвижение в глобальных рейтингах. Оказывает влияние и рост доли иностранных студентов. Каждый десятый студент в университетах из топ-20 сегодня иностранец. А вот в расчёте среднего финансирования на студента положительной динамики мы не видим. Тенденцию к снижению имеет и количество преподавателей в расчёте на студента. В целом же ситуация с дефицитом финансовых и кадровых ресурсов и стремление к глобализации создают риски для качества образования».
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, подчеркнул, что рейтинги в настоящее время стали предметом серьёзной конкуренции вузов: «Я очень положительно отношусь к рейтингам, они стимулируют развитие прорывных научных направлений. Вузы смотрят, что происходит у коллег, и учитывают это.
Однако мы не должны идти за указанными кем-то трендами. Наша система образования очень мощная, она имеет свои особенности. В нашей стране свои традиции, и мы не должны стесняться нашей системы образования. Это будет самой большой ошибкой, потому что нет копий лучше оригинала. Главное для нас — понять роль университета в нашей, российской системе образования».
Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, сравнил конкуренцию между вузами со спортивной борьбой, участие в которой приносит колоссальный обмен опытом. «В военной борьбе проиграть плохо, а вот в спортивной — все понимают, что если это высшая лига и высокие достижения, то там не зазорно занять и пятое, и десятое место, это почётно. А участие в международных рейтингах даёт нам шанс продвигать Россию на международной арене. Мир узнаёт Россию через образование».
«Прежде всего университет — это люди, — поделилась своим видением образовательной системы Алевтина Черникова, ректор Национального исследовательского технологического университета “МИСиС”. — Это учёные, студенты, преподаватели и сотрудники, поэтому нам хотелось бы не только конкурировать, а главное — развивать сотрудничество с вузами, которые вместе с нами могут участвовать и в прорывных исследованиях, и в совместных образовательных программах. Кроме того, насущным стал тезис “образование через всю жизнь”, поэтому сегодня мы активно развиваем онлайн-образование, а также программы личностного роста».