По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5 DOI:10.33920/vne-04-2009-03

Интернационализация образовательной политики Российской Федерации

Тетерятников Кирилл Семенович канд. юр. наук, д-р экономики и менеджмента, советник, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член правления Вольного экономического общества, академик, Международная академия менеджмента, 107078, г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9, e-mail: kteteryatnikov@yandex.ru
Камолов Сергей Георгиевич канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, факультет государственного управления и политики, МГИМО МИД России, 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, e-mail: skamolov@yahoo.com
Елисеева Полина Витальевна преподаватель кафедры государственного управления, факультет управления и политики, МГИМО МИД России, e-mail: artemovapolinamgimo@gmail.com

Статья посвящена анализу интернационализации образовательной политики Российской Федерации. Интернационализация российской системы высшего образования становится одним из главных направлений государственной политики РФ, о чем свидетельствует запуск в последние годы таких программ, как «5–100» и «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Авторы полагают необходимым дальнейшее сближение российских и международных образовательных стандартов, как западных, так и восточных/азиатских, создание и развитие прикладного бакалавриата, а также учебных программ, ориентированных на достижение целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, которые будут востребованы в любой стране мира. В этой связи авторами предлагается целый ряд мероприятий, которые способствовали бы достижению стратегических целей РФ в области экспорта образования, включая совместные программы российских, китайских, сингапурских и гонконгских вузов в сфере естественных наук и информационно-коммуникационных технологий. Учитывая мировое лидерство России в разработке вакцины от COVID-19 и исследованиях, связанных с эффективным лечением этого заболевания, было бы целесообразным принять на уровне регуляторов системы высшего образования РФ соответствующие рекомендации для вузов, в которых обучаются граждане зарубежных стран, разъясняющие риски распространения коронавирусной инфекции в ходе обучения, порядок медицинского страхования учащихся и гарантии российских вузов в случае наступления соответствующего страхового случая.

Литература:

1. Международные договоры о сотрудничестве в области образования // Национальный информационный центр по вопросам признания образования и (или) квалификации ученых степеней и званий, полученных в иностранном государстве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nic.gov.ru/ru/docs/ foreign/collaboration (дата обращения: 07.09.2020).

2. Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств — участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/902126362 (дата обращения: 07.09.2020).

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области высшего образования от 11 января 1993 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1902899 (дата обращения: 07.09.2020).

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15 февраля 1994 г. // Сайт посольства Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.rus.rusemb.org.uk/relations/7 (дата обращения: 07.09.2020).

5. Указ Президента РФ от 28 декабря 2013 г. № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base. garant.ru/70552628/ (дата обращения: 07.09.2020).

6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.09.1993 № 613-рп «Об утверждении Положения о стипендиях Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base. garant.ru/181007 (дата обращения: 07.09.2020).

7. Паспорт национального проекта «Образование» [утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base. garant.ru/72192486/ (дата обращения: 07.09.2020).

8. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [утв. президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6)].

9. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2014 г. № 568 «О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base. garant.ru/70682288/ (дата обращения: 07.09.2020).

10. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года и план мероприятий по реализации этой стратегии, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р.

11. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год (утв. Министерством науки и высшего образования России 08.02.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_318476/ (дата обращения: 07.09.2020).

12. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект «5–100») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://5top100.ru (дата обращения: 07.09.2020).

13. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях от 18 октября 2002 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/1591642/ (дата обращения: 07.09.2020).

14. Второй выпуск глобального рейтинга Times Higher Education University Impact Rankings, 22 апреля 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100. ru/news/121640/ (дата обращения: 07.09.2020).

15. Гриффин П. Навыки XXI века: новая реальность в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://erazvitie.org/article/ navyki_xxi_veka_novaja_realnost (дата обращения: 07.09.2020).

16. Гурко Д. Д., Тростянская И. Б., Сема Е. Ю., Барсуков А. А., Полихина Н. А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. — М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2019. — С. 143.

17. Курденкова О. П. Образование длинною в жизнь: внешние и внутренние конструкторы личностной мотивации // Вестник МГИМО Университета. — 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovaniedlinoyu-v-zhizn-vneshnie-i-vnutrenniekonstrukty-lichnostnoy-motivatsii (дата обращения: 07.09.2020).

18. Прикладной бакалавриат — новое слово в российском высшем образовании. 8 мая 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.5top100.ru/news/122765/ (дата обращения: 07.09.2020).

19. Развитие образования в России: интернационализация или мобилизация? // Материалы круглого стола в Российском совете по международным делам 23 мая 2019 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russiancouncil.ru/ news/razvitie-obrazovaniya-v-rossiiinternatsionalizatsiya-ili-mobilizatsiya/ (дата обращения: 07.09.2020).

20. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности (на примере Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.marketologi.ru/ publikatsii/stati/internatsionalizatsijavysshego-obrazovanija-kak-faktorkonkurentosposobnosti/(дата обращения: 07.09.2020).

21. Тетерятников К. С., Камолов С. Г., Елисеева П. В. Современные тенденции мирового рынка образовательных услуг // Международная экономика. — 2019. — № 12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://panor.ru/articles/ sovremennye-tendentsii-mirovogorynka-obrazovatelnykh-uslug/32048. html (дата обращения: 07.09.2020).

22. Тетерятников К. С., Камолов С. Г., Потоцкая Е. Д. Организационно-правовые механизмы экспорта образования в Российской Федерации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2020. — № 2. — С. 39–53.

23. Факультет управления и политики // ФУП МГИМО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// sgp.mgimo.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).

24. Bothwell Ellie. How the world’s top universities have been impacted by Covid-19. Sept. 02, 2020. URL: https:// www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings/how-worldstop-universities-have-been-impactedcovid-19 (date of the application: 07.09.2020).

25. Academic Ranking of World Universities, ARWU. URL: http://www.shanghairanking.com/ Shanghairanking-Subject-Rankings/ (date of the application: 07.09.2020).

26. Principles for managing SARS-CoV-2 transmission associated with further education, 3 September 2020. Scientifi c Advisory Group for Emergencies (SAGE). URL: https:// assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/914981/S0729_ Principles_for_Managing_SARSCoV-2_Transmission_Associated_with_ Further_Education_.pdf (date of the application: 07.09.2020).

27. QS World University / Business School Rankings. URL: https://www. qs.com/rankings/ (date of the application: 07.09.2020).

28. World University Rankings 2021: Times Higher Education (THE) Results Announced. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/world-universityrankings-2021-results-announced (date of the application: 07.09.2020).

Образовательная политика государства всегда формируется под влиянием экономических и социальных изменений в стране и мире. Современные образовательные системы многих стран были сформированы как ответ на вызовы индустриальной эпохи, где главными навыками были чтение, письмо, счет, а оценка результата напрямую зависела от объема усвоенных знаний [15]. С развитием информационных технологий меняются и требования общества к образовательным системам, изменение которых неизбежно в эпоху кардинальных изменений в экономике, связанных с переходом от одного к другому технологическому укладу (в терминологии академика РАН С. Ю. Глазьева). Инициатором таких изменений становится государство как главный регулятор в сфере образования посредством формулирования новых образовательных стандартов и регламентов с учетом ориентации образования на будущее.

В этом плане государственная политика России в сфере образования полностью отражает общемировые образовательные тенденции, среди которых: развитие глобального и региональных рынков образовательных услуг; интернационализация и интеграция образовательных программ, методов обучения, учебных дисциплин; широкое использование информационных технологий в образовании; стандартизация образовательных систем разных стран; коммерциализация образования; увеличение количества программ непрерывного образования как формы международного сотрудничества [21].

Интернационализация образования на всех уровнях становится одним из главных направлений государственной политики РФ, о чем свидетельствует запуск в последние годы таких программ, как «5–100» [12] и «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [8]. Формы интернационализации подразумевают не только студенческую и преподавательскую мобильность, но и международную интеграцию образовательных программ и дисциплин, межвузовское и межинституциональное сотрудничество, работу над совместными исследовательскими проектами. Все формы интернационализации направлены на повышение качества российского образования и обеспечение его соответствия международным стандартам.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семенович, Камолов Сергей Георгиевич, Елисеева Полина Витальевна, Интернационализация образовательной политики Российской Федерации. Международная экономика. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: