из досье
И.В. Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1
E-mail: arzhanova@ntf.ru
Первый шаг, который должен быть сделан на пути развития интернационализации, — это появление артикулированной политической воли или заказа. Чем выше эта воля, тем более системной, важной, реальной будет вся последующая работа.
Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) по заказу Министерства образования и науки РФ разрабатывал Стратегию экспорта образовательных услуг. Впоследствии мы отказались от логики экспорта и перешли к Стратегии интернационализации. Разработанная стратегия была обсуждена и принята, но не узаконена и не признана в качестве стратегического документа в силу ряда причин. Главная из них состоит в том, что Стратегия интернационализации — это государственный документ, заказчиком которого должно быть государство.
Министерство образования не может брать на себя функции основного заказчика, потому что вопросы образования в этом документе занимают лишь определённый сегмент. Кроме этого, там затрагиваются вопросы, связанные с государственной безопасностью, геополитикой, деятельностью Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и миграционной службы. Это настолько сложный конгломерат связанных проблем, что наши координационные советы или комиссии, которые работают между министерствами, не могут с ними справляться системно. Они решают их точечно.
С моей точки зрения, заказчиком такого рода документа должно быть даже не правительство, а Президент Российской Федерации. Вопросы международного сотрудничества и транснационализации использования возможностей образования — это вопросы государственной, президентской важности.
Напомню, что на сегодняшний день у нас нет стратегического документа, который бы регламентировал международное сотрудничество в образовании. Исключением является стратегия, которая была принята в МИДе, но она узко заточена под использование инфраструктуры МИДа за рубежом и заслуживает отдельного разговора.