Практика реализации положений 522-ФЗ не находит поля для широкой дискуссии в сообществе. Это может происходить по нескольким причинам. Первая: обсуждать нечего, положения закона понятны и приняты профессионалами, методы его исполнения ясны, а цели прозрачны и не вызывают сомнений и возражений. Второе: закон воспринимается как «неизбежное зло», с которым надо жить, по возможности избегая явных нарушений.
При первом взгляде на положения закона возникает ощущение, что он был создан исключительно в интересах производителей электронных счетчиков. При этом из виду упускаются более глобальные и системные вопросы. Во-первых, в существующих реалиях коммерческих взаимодействий между большим количеством участников рынка электроэнергии обеспечить достоверность и прозрачность взаиморасчетов можно только при максимальной достоверности измерений. В сложно сконфигурированной между различными собственниками единой электрической сети обеспечить прозрачность для всех участников получается далеко не всегда. При этом надо помнить, что здесь экономия одних достигается за счет дополнительных издержек других участников.
Поясним тезис: пусть некая электросетевая организация поставляет электроэнергию промышленному предприятию. Ежемесячно она оценивает полезный отпуск электроэнергии опираясь на показания своих счетчиков и счетчика, установленного у потребителя. При этом, помимо полезного отпуска, сетевая компания должна также оплачивать потери электроэнергии, неминуемо возникающие в сети. Это связано с объективными физическими процессами и ошибками измерений. При этом ошибки измерений могут быть обоснованы реальными погрешностями устройств измерения или неверным применением расчетных и поправочных коэффициентов, а могут вызываться некорректными действиями участников рынка. В обоих случаях потери электроэнергии – это убыток для системы. В разные моменты времени это могут быть потери сетевой организации, которые будут компенсироваться в дальнейшем за счет роста тарифов, или потери потребителя, которые будут компенсированы за счет роста стоимости производимых им продуктов и услуг.