В 1996 г. на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в Москве на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, была озвучена идея о необходимости исследования проблемы образования в аспекте развития информационных технологий и вынесено предложение о разработке общеобразовательного курса «Фундаментальные основы информатики». О целях, структуре и содержании этого проекта был сделан специальный доклад заместителя директора Института проблем информатики РАН. В нем было показано, что для обеспечения адекватности содержания образования новым условиям развития общества в XXI веке необходимо придать системе образования опережающий характер. При этом основной акцент должен быть сделан не на технологических, а на гуманитарных аспектах развития информационного общества, на новых возможностях и новых проблемах самого человека в этом обществе. Автор показывает, что этот конгресс дал основание для развития в России двух новых направлений. Основную роль в развитии этих направлений сыграл Институт проблем информатики РАН, а также его постоянные партнеры в области развития информационного образования: Московский гуманитарный университет, Московский институт экономики, статистики и информатики, Российский государственный социальный университет, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, а также Сибирский федеральный университет и Российская академия государственной службы при Президенте РФ.
Следующая попытка поднять на новый уровень проблематику изучения методов информатики в условиях становления глобального информационного общества была сделана в России в 2006 г., когда Институтом проблем информатики РАН был издан специальный выпуск научного сборника «Системы и средства информатики», который был целиком посвящен научно-методологическим проблемам развития информатики как новой научной отрасли. Эта отрасль сегодня формируется на стыке технических, социальных и гуманитарных наук, и Россия здесь занимает лидирующие позиции, признанные международным научным сообществом.