По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2 DOI:10.33920/nik-02-2111-01

Интеллектуальный потенциал личности в условиях цифровой трансформации общества

Колин Константин Константинович д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, Российская Федерация, 119333, г. Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 4, эл. адрес: kolinkk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8187-9314

Происходящая в современном мире цифровая трансформация общества, которая осуществляется на глобальном уровне, предъявляет свои особые требования к интеллектуальному потенциалу личности. Первая попытка учесть эти требования в стратегии развития системы образования была сделана российскими учеными в 1996 г. на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в Москве на базе МГУ им. М.В. Ломоносова. Участниками этого конгресса стали правительственные делегации из более 100 стран мира. При этом 50 из них представили свои национальные доклады по проблеме: «Информационные технологии и политика в сфере образования». Представила свой доклад по этой проблеме и Россия. В нем содержалось новое и достаточно радикальное предложение — разработать и внедрить на всех уровнях системы образования новый общеобразовательный курс «Фундаментальные основы информатики». Этот проект был поддержан участниками конгресса и получил название «Информатика-2000». Это: «Социальная информатика» и «Философские основы информатики». Автор показывает, что этот конгресс впоследствии стал отправной точкой для развития исследований интеллектуального потенциала личности в условиях цифровой трансформации общества.

Литература:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.

2. Зиновьев А.А. Фактор понимания. — М.: Алгоритм, 2005. — 528 с.

3. Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика // Информационные ресурсы России. — 1995. — № 3. — С. 8–15.

4. Колин К.К. Информационная цивилизация: виртуализация общества // Библиотековедение. — 2002. — № 3. — С. 48–57.

5. Колин К.К., Кошкин Р.П., Кондрашов В.В. [и др.] Основы гуманитарного знания. Часть 2 / под ред. К.К. Колина. — М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2017. — 380 с.

6. Колин К.К. Культура и безопасность: стратегические задачи культуры в XXI веке // Вестник культуры и искусств. — 2018. — № 3. — С. 65–84.

7. Колин К.К. Новый этап развития искусственного интеллекта: национальные стратегии, тенденции и прогнозы // Стратегические приоритеты. — 2019. — № 2. — С. 4–12.

8. Костина А.В. Цифровизация образования: что мы получаем и что теряем // Знание. Понимание. Умение. — 2021. — № 1. — С. 52–183.

9. Кутырев В.А. Философия трансгуманизма. — Нижний Новгород. — 2010. — 85 с.

10. Малинецкий Г.Г. Пространство разума // Газета «Завтра». — 2021. — № 24 [Электронный ресурс]. — URL: Пространство разума (zavtra.ru) (дата обращения: 09.05.2021).

11. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. — М.: Изд-во АСТ, 2004. — 349 с.

12. Wtizaecker E., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termiism, Population and Destruction of the Planet. — Springer, 2018. — 220 p.

1. Gershunskiy B.S. Filosofi ya obrazovaniya dlya XXI veka. — M.: Sovershenstvo, 1998. — 608 s.

2. Zinov'yev A.A. Faktor ponimaniya. — M.: Algoritm, 2005. — 528 s.

3. Kolin K.K. Nauka dlya budushchego: sotsial'naya informatika // Informatsionnyye resursy Rossii. — 1995. — № 3. — S. 8–15.

4. Kolin K.K. Informatsionnaya tsivilizatsiya: virtualizatsiya obshchestva // Bibliotekovedeniye. — 2002. — № 3. — S. 48–57.

5. Kolin K.K., Koshkin R.P., Kondrashov V.V. [i dr.] Osnovy gumanitarnogo znaniya. Chast' 2 / pod red. K.K. Kolina. — M.: Izd-vo «Strategicheskiye prioritety», 2017. — 380 s.

6. Kolin K.K. Kul'tura i bezopasnost': strategicheskiye zadachi kul'tury v XXI veke // Vestnik kul'tury i iskusstv. — 2018. — № 3. — S. 65–84.

7. Kolin K.K. Novyy etap razvitiya iskusstvennogo intellekta: natsional'nyye strategii, tendentsii i prognozy // Strategicheskiye prioritety. — 2019. — № 2. — S. 4–12.

8. Kostina A.V. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: chto my poluchayem i chto teryayem // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2021. — № 1. — S. 52–183.

9. Kutyrev V.A. Filosofiya transgumanizma. — Nizhniy Novgorod. — 2010. — 85 s.

10. Malinetskiy G.G. Prostranstvo razuma // Gazeta «Zavtra». — 2021. — № 24 [Elektronnyy resurs]. — URL: Prostranstvo razuma (zavtra.ru) (data obrashcheniya: 09.05.2021).

11. Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoye budushcheye. Posledstviya biotekhnologicheskoy revolyutsii. — M.: Izd-vo AST, 2004. — 349 s.

12. Wtizaecker E., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termiism, Population and Destruction of the Planet. — Springer, 2018. — 220 p.

В 1996 г. на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в Москве на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, была озвучена идея о необходимости исследования проблемы образования в аспекте развития информационных технологий и вынесено предложение о разработке общеобразовательного курса «Фундаментальные основы информатики». О целях, структуре и содержании этого проекта был сделан специальный доклад заместителя директора Института проблем информатики РАН. В нем было показано, что для обеспечения адекватности содержания образования новым условиям развития общества в XXI веке необходимо придать системе образования опережающий характер. При этом основной акцент должен быть сделан не на технологических, а на гуманитарных аспектах развития информационного общества, на новых возможностях и новых проблемах самого человека в этом обществе. Автор показывает, что этот конгресс дал основание для развития в России двух новых направлений. Основную роль в развитии этих направлений сыграл Институт проблем информатики РАН, а также его постоянные партнеры в области развития информационного образования: Московский гуманитарный университет, Московский институт экономики, статистики и информатики, Российский государственный социальный университет, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, а также Сибирский федеральный университет и Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

Следующая попытка поднять на новый уровень проблематику изучения методов информатики в условиях становления глобального информационного общества была сделана в России в 2006 г., когда Институтом проблем информатики РАН был издан специальный выпуск научного сборника «Системы и средства информатики», который был целиком посвящен научно-методологическим проблемам развития информатики как новой научной отрасли. Эта отрасль сегодня формируется на стыке технических, социальных и гуманитарных наук, и Россия здесь занимает лидирующие позиции, признанные международным научным сообществом.

Для Цитирования:
Колин Константин Константинович, Интеллектуальный потенциал личности в условиях цифровой трансформации общества. Ученый совет. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: