По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2 DOI:10.33920/nik-02-2110-01

Интеллектуальный потенциал личности: тезаурусный подход к решению проблемы

Колин Константин Константинович д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, Российская Федерация, 119333, г. Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 4, эл. адрес: kolinkk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8187-9314

Предлагается методология изучения современных проблем развития интеллектуального потенциала личности в условиях цифровой трансформации общества. Отличительная особенность этой методологии состоит в том, что она базируется на информационном подходе и результатах теории тезаурусов, разработанной профессором Вал. А. Луковым. Показаны признаки деградации интеллектуального потенциала личности в современном обществе, обусловленные формированием новой информационной среды обитания человека. Рассмотрены пути и особенности развития интеллектуального потенциала личности в условиях цифровой трансформации России. Приведены рекомендации для органов государственной власти и научно-образовательного сообщества страны.

Литература:

1. Громыко Ю.В. (2019) Реанимация российской системы образования. Проблемы и возможности: другая система координат и навигатор живого субъекта образования // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. — № 1 (2). — С. 162–181.

2. Дашкевич В.С. (2013) Великое культурное одичание: арт-анализ. — М.: Russian Chess House. — 720 с.

3. Ильинский И.М. (2002) Образовательная революция. — М. — 592 с.

4. Колин К.К. (2005) Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение. — № 2. — С. 104–111.

5. Колин К.К. (2011) Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — № 17-1. — С. 17–32.

6. Колин К.К. (2014b) Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы // Стратегические приоритеты. — № 3. — С. 6–38.

7. Колин К.К. (2016а) Интеллектуальный потенциал общества в стратегии глобальной безопасности // Стратегические приоритеты. — № 1. — С. 57–70.

8. Колин К.К. (2016b) Половинчатая стратегия: критический анализ глобальных целей ООН в области устойчивого развития // Партнерство цивилизаций. — № 1–2. — С. 33–41.

9. Колин К.К. (2017) Структура и приоритеты глобальной безопасности // Стратегические приоритеты. — № 4. — С. 13–33.

10. Колин К.К. (2018а) Концептуальные основы стратегии образования в XXI веке. // Стратегические приоритеты. — № 2. — С. 119–135.

11. Колин К.К. (2020) Гуманитарные проблемы инженерного образования // Стратегические приоритеты. — № 3–4. — С. 15–29.

12. Луков Вал. А., Луков В.А. (2019) Тезаурусы. — М.: Национальный институт бизнеса. — 782 с.

13. Сергин В.Я. (2011) Психоинформатика: природа познавательных и творческих способностей человека. — Красноярск, СФУ, 2011. — 65 с.

14. Смолл Г., Ворган Г. (2011) Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. — М.: Колибри. — 352 с.

15. Соколов И.А., Колин К.К. (2009) Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности // Информационное общество. — 2009. — № 4–5. — С. 98–107.

1. Gromyko YU.V. (2019) Reanimatsiya rossiyskoy sistemy obrazovaniya. Problemy i vozmozhnosti: drugaya sistema koordinat i navigator zhivogo sub"yekta obrazovaniya // Proyektirovaniye budushchego. Problemy tsifrovoy real'nosti. — № 1 (2). — S. 162–181.

2. Dashkevich V.S. (2013) Velikoye kul'turnoye odichaniye: art-analiz. — M.: Russian Chess House. — 720 s.

3. Il'inskiy I.M. (2002) Obrazovatel'naya revolyutsiya. — M. — 592 s.

4. Kolin K.K. (2005) Neoglobalizm i kul'tura: novyye ugrozy dlya natsional'noy bezopasnosti // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — № 2. — S. 104–111.

5. Kolin K.K. (2011) Informatsionnaya antropologiya: predmet i zadachi novogo napravleniya v nauke i obrazovanii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — № 17-1. — S. 17–32.

6. Kolin K.K. (2014b) Sistemnyy krizis kul'tury: struktura i soderzhaniye problemy // Strategicheskiye prioritety. — № 3. — S. 6–38.

7. Kolin K.K. (2016a) Intellektual'nyy potentsial obshchestva v strategii global'noy bezopasnosti // Strategicheskiye prioritety. — № 1. — S. 57–70.

8. Kolin K.K. (2016b) Polovinchataya strategiya: kriticheskiy analiz global'nykh tseley OON v oblasti ustoychivogo razvitiya // Partnerstvo tsivilizatsiy. — № 1–2. — S. 33–41.

9. Kolin K.K. (2017) Struktura i prioritety global'noy bezopasnosti // Strategicheskiye prioritety. — № 4. — S. 13–33.

10. Kolin K.K. (2018a) Kontseptual'nyye osnovy strategii obrazovaniya v XXI veke. // Strategicheskiye prioritety. — № 2. — S. 119–135.

11. Kolin K.K. (2020) Gumanitarnyye problemy inzhenernogo obrazovaniya // Strategicheskiye prioritety. — № 3–4. — S. 15–29.

12. Lukov Val. A., Lukov V.A. (2019) Tezaurusy. — M.: Natsional'nyy institut biznesa. — 782 s.

13. Sergin V.YA. (2011) Psikhoinformatika: priroda poznavatel'nykh i tvorcheskikh sposobnostey cheloveka. — Krasnoyarsk, SFU, 2011. — 65 s.

14. Smoll G., Vorgan G. (2011) Mozg onlayn. Chelovek v epokhu Interneta. — M.: Kolibri. — 352 s.

15. Sokolov I.A., Kolin K.K. (2009) Razvitiye informatsionnogo obshchestva v Rossii i aktual'nyye problemy informatsionnoy bezopasnosti // Informatsionnoye obshchestvo. — 2009. — № 4–5. — S. 98–107.

Отличительной особенностью современного этапа развития цивилизации является повышение внимания к проблемам развития и использования интеллектуального потенциала личности, который становится не только стратегическим фактором повышения уровня научно-технологического и социально-экономического развития страны, но и фактором обеспечения национальной безопасности, а также конкурентоспособности страны на мировых рынках товаров, труда и интеллектуальной собственности.

Многие страны мира в настоящее время осуществляют переход к новому, шестому технологическому укладу общества, который будет основан на интеграции технологий, использовании новых материалов и источников энергии, роботизации общественного производства, а также на широком использовании методов и технологий искусственного интеллекта. По имеющимся прогнозам, этот переход будет осуществлен в экономически развитых странах мира уже в середине XXI века.

Однако для создания и эффективного использования новых технологий необходимы соответствующие научные знания, умения и компетенции, что и выдвигает на первый план проблему интеллектуального потенциала личности, а также проблему творческого потенциала человека, который становится в XXI веке главным богатством нации [7].

В то же время исследования показывают, что в последние годы появились весьма тревожные признаки развития процесса деградации интеллектуального потенциала личности. Этот процесс приобретает глобальный характер, но на необходимом уровне еще не изучен. В данной работе сделана попытка предложить концептуальный подход к формированию методологии изучения проблемы интеллектуального потенциала личности в условиях цифровой трансформации общества. Ее отличительными особенностями является информационный подход и опора на результаты теории тезаурусов, которая разработана Валерием и Владимиром Луковыми [12].

В рамках настоящей работы мы будем использовать следующее определение содержания термина «Интеллектуальный потенциал личности»:

Интеллектуальный потенциал личности (ИПЛ) — это способности человека адекватно воспринимать, понимать и оценивать события и процессы в окружающем мире, прогнозировать их возможные последствия с целью гармонизации своей жизнедеятельности в соответствии с условиями и требованиями окружающей среды (природы и общества).

Для Цитирования:
Колин Константин Константинович, Интеллектуальный потенциал личности: тезаурусный подход к решению проблемы. Ученый совет. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: