В информационно-сетевой экономике особое место занимают интернет-организации, виртуальные компании. Прежде всего, такое организационное образование интересно нам тем, что с точки зрения классической экономической теории практически все, чем она владеет, является предметом интеллектуального капитала. А наличие большого количества сетевых эффектов, связанных с информационноэкономической средой, сделали такие компании предметом для подробного изучения.
Нас интересует весьма интересный феномен, подробнее рассмотренный в диссертационном исследовании: реальные интеллектуальные ресурсы интернет-компании вполне могут находится вне ее структурного образования. Прежде всего, это связано с коммуникационными и коллаборационными возможностями принципиально нового порядка, которые позволяют сотрудникам «удаленно» работать над совместными проектами так, как если бы они сидели в офисе за соседними столами. Кроме того, что интересно, держать «в штате» подобных сотрудников не всегда выгодно: если компания занимается разноплановыми проектами, использующими различные технологии или, например, изредка использует их в обслуживающих для основного бизнес-процесса работах, то гораздо более эффективным выглядит сотрудничество с узко специализированными специалистами-фрилансерами на проектной основе [2]. Показателен пример веб-дизайна: для крупных сервисов дизайн является одним из наиболее важных факторов с точки зрения восприятия пользователем; однако это работа, которая проводится всего лишь раз на долгий промежуток времени. Следовательно, наиболее логичным решение является «проектная» работа с конкретным дизайнером.
Современные проекты представляют собой соединенные вместе результаты решения типовых задач, работ. В рамках интернет-компании работа координации и управления процессом «сведения», как правило, ложится на среднее управляющее звено, «менеджера проекта». Это позиция, которая является некой «буферной зоной», «прослойкой» между высшим руководством и исполнителями. Особенностью нашей концепции является пред ставление ядра компании в качестве связки «высшее руководство – менеджмент», где в качестве «нижнего звена» мы представляем некий «пул фрилансеров», контактов людей и компаний, доступных для определенных работ. В рамках подобного подхода формальная граница компании заканчивается на менеджменте; однако, что интересно, возможности реализации конкретных проектов зависят от уровня взаимодействия с внешним кругом исполнителей.