«Представь себе: вон там — идёт трактор. А в нём никого нет…» «Дело было в Пенькове…», КС им. М. Горькова, 1957 г.
Современное сельское хозяйство в своей составляющей давно перешло в фазу комфортных работ, что во многом стало возможным благодаря не только конструкторско- технологической линии работ изготовления сельскохозяйственной (СХ) техники, но и весьма успешной комплексной интеграции программно-аппаратных, мехатронных систем в единый комплекс, что также оставляет актуальным вопрос интеллектуализации всей группы функционирования управления механизмами.
Идея развития СХ с применением роботизированной техники является предметом давних идей и, как следствие, инженерных работ в научно-техническом направлении, что значительно ранее неоднократно приводилось в различных источниках [11].
Что достаточно успешно демонстрируют ряд зарубежных компаний, таких как CASE IH, предоставившая концепт бота-трактора интегрированного СХ комплекса (рис. 2), а также и JOHN DEERE, успешно перешедшая от высокоинтеллектуализированного трактора с автоматизированными функциями к управляемому бот-трактору, а также ряд других компаний.
Как правило, значительное количество сторонних готовых новаторских предложений и сотрудничество по выполнению научно-технических работ, как в развитии конструкций техники, так и в интеллектуализации оборудования — тракторов различных типов и комбайнов, включая боты, со стороны профильных предприятий игнорируется в связи с их внутренними интересами.
В результате игнорирование внедрения разработок является одним из главных факторов, препятствующих развитию новых образцов сельхозтехники, консервативности взглядов, а главное — потери значительной цепи тракторной отрасли промышленности (АТЗ, КЗТЗ, ЛТЗ, ЧТЗ и др., а также станкостроительных предприятий) (Герасимов В., СХ техника: ремонт, 112013].
Также временем доказано, что отсутствие желания действий предприятий в техническом и инновационном развитии, проявляющегося в массовых отказах предлагаемых внедрений в виде перспективных технических решений, изобретений и предложений, со стороны как отдельных энтузиастов вузов, так и частных любителей-разработчиков, приводит, как правило, к потере — как в случае с известной автомобильной маркой «Москвич» — АЗЛК с полной ликвидацией, на фоне процветающих брендов — RENOULT, NISSAN и др. [1, 8].