Применяемые современные типы тракторно-тягачной техники (рис. 1), оснащенные гусеничным, колесным или комбинированным (в том числе шреберным) типом движителей ходовой части транспортных средств (ТС), сельскохозяйственного (СХ) [строительного (ПГС), лесозаготовительного (ЛОС/ЛЗ] и другого назначения, в основном ДВС дизельного или бензинового типа, а также газотурбинными двигателями, не всегда практичны и отвечают требованиям эксплуатантов [9].
Выполнение различных сельскохозяйственных работ по посевным, уборочным и другим операциям (рис. 2.1–4) требует применения дополнительных механических узлов техсредств как для тракторов и комбайнов, так и тягачей в качестве транспортировки техсредств ТС СХ назначения с повышенной проходимостью, а также подъемных характеристик с учетом территориальных особенностей дорог России, кроме шоссейных, что определяет важными тяговые показатели ТС в целом [2, 3].
Разработка роботизированной колесной и гусеничной техники ведется многими компаниями в мире, но пока в большей мере для сельскохозяйственных и транспортных нужд. Так, к примеру, разработчики CASE IH, JOHN DEERE и другие смогли внедрить весь необходимый функционал в комплекс бот-трактора (рис. 3.1), включая группу функций наследованной от управляемой водителем системы, функци онирующего в интеграции со всей рабочей группой функций (комбайнов и т. д.: концепт CASE IH) в зависимости от степени автоматизации устанавливаемого дополнительного оборудования
Россией предоставлен экспериментальный образец бот-трактора Agrobot компанией Avrora Robotics в колесном и гусеничном исполнении (рис. 3.2).
Колесный тип тракторов при равном весе и одинаковом буксировании с полноприводными резиновыми гусеничными в меньшей степени преобразуют собственный вес в тяговое усилие, так, к примеру, с массами 20 и 40 т — 5 %.
Цель — определение эффективных показателей применяемых типов движителей ТС в сравнении со шнеково-роторным типом движителя ходо вой части на базе электродвигателя (ЭД) для повышения эффективности функционирования техники НГК.