Впоследнее время инструментами, совершенствующими системы управления выступают интегрированные системы менеджмента (ИСМ), которые являются частью системы общего менеджмента предприятия, отвечают требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционируют как единое целое.
Высокий уровень современных технологий, требования к обеспечению качества, безопасности и конкурентоспособности пищевой, в том числе специализированной продукции, свидетельствует о необходимости разработки и внедрения систем менеджмента в рамках требований международных стандартов, правил GMP с учетом особенностей производства конкретного предприятия.
Создание интегрированных систем менеджмента стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов на системы менеджмента [3].
Для того чтобы понять современные системные подходы к управлению качеством в рамках интегрирования систем менеджмента, необходимо рассмотреть основные этапы эволюции менеджмента качества.
Название этапа. Механический контроль.
Содержание этапа. Каждый работник сам отвечал за продукцию собственного изготовления, выполненную с помощью ручного или машинного труда.
Название этапа. Контроль мастера.
Содержание этапа. Основная ответственность за качество ложилась на мастера. Начало развиваться конвейерное производство. В этот период проходило активное внедрение системы Тейлора. В ней обосновывалась необходимость введения независимой должности инспектора по качеству, были разработаны методы воздействия на качество продукции, система штрафных санкций за брак. На данном этапе качество продукции определялось как соответствие стандартам.
Название этапа. Инспекционный контроль.
Содержание этапа. Получило развитие массовое промышленное производство. Начали появляться инспекции по качеству. Получил распространение, организованный 100% контроль качества произведенного товара. Впервые стали применяться методы статистического контроля: контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции. Качество определялось как соответствие стандартам и стабильности процессов. Проводился контроль готовой продукции.