Участники:
руководители российских городских музеев из разных регионов, Ирина Лапидус, директор программ Благотворительного Фонда В. Потанина, Михаил Гнедовский, ведущий аналитик ГАУК «МОСГОРТУР», член президиума ИКОМ России, Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗОГЦСИ, Наталья Лосева, журналист, медиапродюсер, эксперт в сфере «новых медиа», заместитель главного редактора в МИА, Евгений Асс, архитектор, профессор МАРХИ, ректор архитектурной школы МАРШ, Массимо Негри, профессор, директор Европейской музейной академии, Елена Савич, ученый секретарь Международного комитета музеев городов мира (CAMOC).
Темы, выбранные для обсуждения:
• Как музей может отражать и формировать имидж города, быть актуальным, реагировать на вызовы современного культурного развития и запросы аудитории?
• Какие проекты являются актуальными для развития партнерства, вовлечения городского социума, государственных и общественных институций?
• Что сегодня задает основные направления социокультурному развитию городов: проблемы и запросы общества или смыслообразующие проекты профессионалов?
Может ли музей оказывать влияние на жизнь человека? Есть ли у музеев для этого ресурсы?
Для жителя города или туриста городской музей должен представлять все аспекты города, его прошлое, настоящее и будущее — в этом мнения всех принявших участие в обсуждениях абсолютно совпадают. Но мировое музейное сообщество видит сегодня миссию городских музеев гораздо шире. Британская музейная ассоциация своим лозунгом считает то, что существование музея зачастую является фактором повышения качества жизни. Как отметил в своем выступлении М. Негри, «музей — это одна из самых сложных площадок коммуникации» и «не нужно преувеличивать его влияние, возлагая на него функции, которые лучше выполняют другие институции».
В качестве примера для этого тезиса Е. Савич привела движение за включение музеев в деятельность по интеграции мигрантов, которое развернулось в Европе несколько лет назад. Она отметила, что «никто не навязывал музею эту роль. Это происходило естественно и было связано с потребностью участвовать в жизни горожан. «Конечно, музей не может решать социальные проблемы в одиночку, но работая на благо города, должны «включать в свою деятельность больше форм взаимодействия с институциями, которые также ищут способы диалога с новыми жителями Европы и создания безопасной общественной среды». Например, когда в Афинах возник настоящий миграционный кризис, в лагере для беженцев был устроен мобильный музей, их жизнь пусть немного, но изменилась к лучшему в этот сложный для них период. Беженцы смогли почувствовать себя людьми, у которых есть не только прошлое, но и будущее, есть проблемы, которые они сумели преодолеть.