По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Интеграция ТРИЗ и технологической дорожной карты инновационного развития компании

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, вице-президент по инновациям НП «Внешторгклуб», заведующий кафедрой управления инновациями МНИИПУ, г. Москва
Андреев Г.С. кандидат психологических наук, доктор делового администрирования (DBА), доктор по развитию бизнеса (DBD), заместитель заведующего кафедрой управления инновациями МНИИПУ, г. Москва

В последнее десятилетие интерес российских производственных компаний к инструментам ТРИЗ заметно вырос, и вместе с тем мы наблюдаем обращение некоторых крупных компаний к такому инструменту стратегического планирования. как технологическая дорожная карта. В статье рассматривается модель создания технологической дорожной карты с использованием инструментов ТРИЗ на этапе «Исследования и разработка технических решений».

Литература:

1. Microsoft. 2013. Best Practices for Innovation: Microsoft's Innovation Management.

2. NASA [Electronic resource]. http://www. nasa. gov/langley/aeronautics-roadmap/; https://www. nasa. gov/ sites/default/files/files/FChandler_Roadmaps. pdf.

3. Матич Л.Ю., «Технологические дорожные карты: использование в инновационной деятельности крупных компаний», Российский журнал менеджмента, Том 15, № 3, 2017. С. 327–356.

4. Savranksy S. D. (2000). «Engineering of creativity — Introduction to TRIZ methodology of inventive problem solving», CRC Press.

5. Groenveld P. (1997). «Roadmapping integrates business and technology», Research Technology Management 40 (5): 48–55.

Дорожную карту (Road Map) можно описать как процесс планирования, который ориентирует принятие управленческих решений при формулировании и оценке стратегических инвестиционных альтернатив для достижения поставленных целей. Появление и распространение дорожных карт как подхода к планированию обычно связывают с компанией Motorola, которая использовала данный подход в 1970-х годах для поддержки своей стратегии разработки новых продуктов. С тех пор формат дорожной карты применяется как стратегический документ в компаниях, отраслевых институтах и на уровне правительств.

Гибкость процесса составления дорожной карты и структура дорожной карты способствует ее применению в различных контекстах. Она может применяться в различных формах в качестве инструмента для увязки бизнес-стратегии с развитием рынков и технологий, а также для координации технологических разработок внутри организации. В последнее десятилетие все более широкое применение находят так называемые «технологические дорожные карты» (Road Technology Map) как подход к технологическому планированию в области науки и техники, применяемый к продуктам и услугам.

Например, в компании Microsoft система управления инновациями основана на использовании технологических дорожных карт, преимуществами которых выступают визуализация инновационных планов и выявление связей между рынками, продуктами и технологиями, а также процессами создания инноваций. По оценкам самой компании, это позволяет обеспечить согласованность между внешней средой, компанией, ее целями и способами их достижения [1].

В Национальном управлении по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) начиная с 2010 г. по 2017 г. было разработано 14 технологических дорожных карт, которые выступают в качестве ключевого элемента Стратегического инвестиционного плана (NASA Strategic Space Technology Investment) и используются при принятии решений Технологическим исполнительным советом NASA (NASA Technology Executive Council). Дорожные карты позволяют осуществлять деятельность Исполнительного совета в соответствии с принципом обеспечения баланса между 14 технологическими областями и различными уровнями готовности технологий [2].

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Интеграция ТРИЗ и технологической дорожной карты инновационного развития компании. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: