Дорожную карту (Road Map) можно описать как процесс планирования, который ориентирует принятие управленческих решений при формулировании и оценке стратегических инвестиционных альтернатив для достижения поставленных целей. Появление и распространение дорожных карт как подхода к планированию обычно связывают с компанией Motorola, которая использовала данный подход в 1970-х годах для поддержки своей стратегии разработки новых продуктов. С тех пор формат дорожной карты применяется как стратегический документ в компаниях, отраслевых институтах и на уровне правительств.
Гибкость процесса составления дорожной карты и структура дорожной карты способствует ее применению в различных контекстах. Она может применяться в различных формах в качестве инструмента для увязки бизнес-стратегии с развитием рынков и технологий, а также для координации технологических разработок внутри организации. В последнее десятилетие все более широкое применение находят так называемые «технологические дорожные карты» (Road Technology Map) как подход к технологическому планированию в области науки и техники, применяемый к продуктам и услугам.
Например, в компании Microsoft система управления инновациями основана на использовании технологических дорожных карт, преимуществами которых выступают визуализация инновационных планов и выявление связей между рынками, продуктами и технологиями, а также процессами создания инноваций. По оценкам самой компании, это позволяет обеспечить согласованность между внешней средой, компанией, ее целями и способами их достижения [1].
В Национальном управлении по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) начиная с 2010 г. по 2017 г. было разработано 14 технологических дорожных карт, которые выступают в качестве ключевого элемента Стратегического инвестиционного плана (NASA Strategic Space Technology Investment) и используются при принятии решений Технологическим исполнительным советом NASA (NASA Technology Executive Council). Дорожные карты позволяют осуществлять деятельность Исполнительного совета в соответствии с принципом обеспечения баланса между 14 технологическими областями и различными уровнями готовности технологий [2].