Современный этап общественного развития в мире вообще и России в частности характеризуется ростом численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Соответственно, актуальность приобретают трудности, следующие из данной тенденции. Значимость получает вопрос решения проблемы их адаптации в обществе, особенно их интеграции в образовательный процесс, так как он является важной неотъемлемой частью социализации человека. Для этого необходимо не только их формальное вовлечение в учебную деятельность, но и полноценная социальная интеграция в данную среду. Это создает потребность в реализации инклюзивного образования, в котором важную роль составляет социальный аспект обучения и педагогическая компетентность лиц, реализующих функционирование подобных условий.
Инклюзивное образование, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [10]. Сама концепция инклюзивного образования является международной практикой. В его основу положена идея борьбы с дискриминацией и обеспечение равного отношения при особых потребностях.
Основной принцип инклюзивного образования заключается в совместном обучении детей по возможности, несмотря на имеющиеся различия [11]. Главные принципы для создания условий, при которых люди с ограниченными возможностями должны обладать всеми правами и основными свободами человека, в том числе правом на образование, сформулированы в Конвенции ООН по правам людей с ограниченными возможностями, принятой в 2006 г. Она была ратифицирована Россией в 2012 г., а соответственно, с этого периода начался процесс введения федеральных законов и программ, которые обеспечивают практическое функционирование данной конвенции [8].
Однако каждая страна существует в различных реалиях развития процесса становления инклюзивного образования. К примеру, в европейском сообществе официальную политику интеграции детей с ограниченными возможностями стали проводить еще с 1987 г., что дает этим странам преимущество в эффективности инклюзивных практик на современном этапе. Сейчас в Европе также существует тенденция на расширение инклюзивного образования при условиях различия развития данной политики среди европейских стран [7]. В предыдущие годы законы стран и конвенции ООН, направленные в данную сферу, также существовали, однако формулировались как направленные на инвалидов. С тех пор, особенно на Западе, изменилось отношение к термину «инвалид», стало популярным мнение, что оно является некорректным и отрицательно влияет на психику человека, тем более ребенка. Для этого, собственно, и было введено понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В России же этот термин стал использоваться недавно, после ратифицирования соответствующей конвенции ООН, как категория, отличная от инвалидности, при этом имеющая возможность обладать ей [2].