По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.3 DOI:10.33920/pol-01-2201-08

Интеграция ребенка с ОВЗ в образовательный процесс как социально-педагогическая проблема

Бочкарев Илья Васильевич студент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», Россия, 455037, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Тевосяна, д. 11/3, кв. 242, тел.: +7 950 726 0847 (моб.), e-mail: b-ilya@mail.ru
Виноградова Екатерина Дмитриевна студентка ФГ БОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», Россия, г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, д. 132, кв. 33, тел.: +7 967 458 4564 (моб.), e-mail: katyxaa123456789@gmail.com
Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail:sispulova@mail.ru

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на интеграцию детей с ОВЗ в образовательный процесс, актуальности создания благоприятной среды в образовательных организациях. Рассматриваются правовые основы для организации необходимых условий интеграции ребенка с ОВЗ, вопрос адаптации, характерные черты воздействия на образовательный процесс, особенности и проблемы образовательных учреждений, готовность педагогов к реализации инклюзивного образования.

Литература:

1. Гудина Т. В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2017. — Т. 23, № 1. — C. 178–182.

2. Ковальчук М. А., Якушин П. Н. Условия эффективности инклюзивного образования // Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — C. 304–311.

3. Кириллова М. К. Психологические барьеры осуществления педагогами образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам: помощь в их преодолении // Альманах Казанского федерального университета: материалы XI Международной научно-образовательной конференции, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. — С. 117–121.

4. Наумов А. А., Ворошнина О. Р., Аюпова Е. Е., Лестова Н. Л., Лизунова Л. Р. Инновационные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 6 (79). — С. 170–172.

5. Першина Н. А., Кузьмина Ю. В., Шамардина М. В. Исследование психологической готовности участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский психологический журнал. — 2019. — № 72. — С. 180–191.

6. Подымов Н. А. Особенности возникновения психологических барьеров в профессиональной деятельности педагога // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2017. — № 4 (44). — С. 191–196.

7. Скуднова Т. Д., Пашкова М. Н. Мировая практика инклюзивного образования: история и современность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2017. — № 4 (208). — С. 109–116.

8. Старобина Е. М. Основные положения Конвенции ООН о правах инвалидов — основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2016. — № 4–2. — С. 266–275.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2014.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 2021).

11. Шибельгут А. Е. Опыт инклюзивного образования // Педагогическая наука и практика. — 2018. — № 1 (19). — С. 73–77.

1. Gudina T. V. Inklyuzivny`j podxod k sociokul`turnoj reabilitacii detej i molodezhi s OVZ // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psixologiya. Sociokinetika. 2017; 23, 1: 178–182.

2. Koval`chuk M. A., Yakushin P. N. Usloviya e`ff ektivnosti inklyuzivnogo obrazovaniya // Gumanitarny`e i social`ny`e nauki. 2019: 304–311.

3. Kirillova M. K. Psixologicheskie bar`ery` osushhestvleniya pedagogami obrazovatel`noj deyatel`nosti po adaptirovanny`m osnovny`m obshheobrazovatel`ny`m programmam: pomoshh` v ix preodolenii // Al`manax Kazanskogo federal`nogo universiteta: Materialy` XI Mezhdunarodnoj nauchno-obrazovatel`noj konferencii, Kazanskij (Privolzhskij) federal`ny`j universitet, 2017; 117–121.

4. Naumov A. A., Voroshnina O. R., Ayupova E. E., Lestova N. L., Lizunova L. R. Innovacionny`e modeli inklyuzivnogo obrazovaniya detej s OVZ // Mir nauki, kul`tury`, obrazovaniya. 2019; 6 (79): 170–172.

5. Pershina N. A., Kuz`mina Yu.V., Shamardina M. V. Issledovanie psixologicheskoj gotovnosti uchastnikov obrazovatel`nogo processa k inklyuzivnomu obrazovaniyu detej s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya // Sibirskij psixologicheskij zhurnal. 2019; 72: 180–191.

6. Pody`mov N. A. Osobennosti vozniknoveniya psixologicheskix bar`erov v professional`noj deyatel`nosti pedagoga // Ucheny`e zapiski. E`lektronny`j nauchny`j zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; 4 (44): 191–196.

7. Skudnova T. D., Pashkova M. N. Mirovaya praktika inklyuzivnogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost` // Vestnik Ady`gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psixologiya. 2017; 4 (208): 109–116.

8. Starobina E. M. Osnovny`e polozheniya Konvencii OON o pravax invalidov osnova dlya sovershenstvovaniya professional`nogo obrazovaniya studentov s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2016; 4–2: 266–275.

9. Federal`ny`j gosudarstvenny`j obrazovatel`ny`j standart nachal`nogo obshhego obrazovaniya obuchayushhixsya s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya. M., 2014.

10. Federal`ny`j zakon оt 29.12.2012 № 273-ФЗ «Оb obrazovanii v Rossijskoj Federacii (red. 2021).

11. Shibel`gut A. E. Opy`t inklyuzivnogo obrazovaniya // Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2018; 1 (19): 73–77.

Современный этап общественного развития в мире вообще и России в частности характеризуется ростом численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Соответственно, актуальность приобретают трудности, следующие из данной тенденции. Значимость получает вопрос решения проблемы их адаптации в обществе, особенно их интеграции в образовательный процесс, так как он является важной неотъемлемой частью социализации человека. Для этого необходимо не только их формальное вовлечение в учебную деятельность, но и полноценная социальная интеграция в данную среду. Это создает потребность в реализации инклюзивного образования, в котором важную роль составляет социальный аспект обучения и педагогическая компетентность лиц, реализующих функционирование подобных условий.

Инклюзивное образование, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [10]. Сама концепция инклюзивного образования является международной практикой. В его основу положена идея борьбы с дискриминацией и обеспечение равного отношения при особых потребностях.

Основной принцип инклюзивного образования заключается в совместном обучении детей по возможности, несмотря на имеющиеся различия [11]. Главные принципы для создания условий, при которых люди с ограниченными возможностями должны обладать всеми правами и основными свободами человека, в том числе правом на образование, сформулированы в Конвенции ООН по правам людей с ограниченными возможностями, принятой в 2006 г. Она была ратифицирована Россией в 2012 г., а соответственно, с этого периода начался процесс введения федеральных законов и программ, которые обеспечивают практическое функционирование данной конвенции [8].

Однако каждая страна существует в различных реалиях развития процесса становления инклюзивного образования. К примеру, в европейском сообществе официальную политику интеграции детей с ограниченными возможностями стали проводить еще с 1987 г., что дает этим странам преимущество в эффективности инклюзивных практик на современном этапе. Сейчас в Европе также существует тенденция на расширение инклюзивного образования при условиях различия развития данной политики среди европейских стран [7]. В предыдущие годы законы стран и конвенции ООН, направленные в данную сферу, также существовали, однако формулировались как направленные на инвалидов. С тех пор, особенно на Западе, изменилось отношение к термину «инвалид», стало популярным мнение, что оно является некорректным и отрицательно влияет на психику человека, тем более ребенка. Для этого, собственно, и было введено понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В России же этот термин стал использоваться недавно, после ратифицирования соответствующей конвенции ООН, как категория, отличная от инвалидности, при этом имеющая возможность обладать ей [2].

Для Цитирования:
Бочкарев Илья Васильевич, Виноградова Екатерина Дмитриевна, Испулова Светлана Николаевна, Интеграция ребенка с ОВЗ в образовательный процесс как социально-педагогическая проблема. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: