Внедрение системы профессиональных стандартов проходит в рамках процесса реформирования системы квалификации профессий и направлено на достижение главной цели государственной кадровой политики — повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов. В.В. Путин в своем Указе от 09 декабря 2013 г. обозначил: «Профстандарты должны стать подлинным ориентиром для системы профессионального образования, обязательным — и хочу это подчеркнуть — при разработке образовательных программ наших вузов, лицеев и колледжей. Эту задачу нужно решать уже сейчас»1 .
В декабре 2012 г. были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), в котором появилась такая категория, как профессиональный стандарт, в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов представлена на рис. 1.
Из рисунка 1 следует, что реформирование системы квалификации профессий обусловливает изменение Федеральных государственных образовательных стандартов. Так, Министерством образования и науки в 2017 г. планируется утверждение усовершенствованных образовательных стандартов ФГОС ВО 3++, главной особенностью которых является приведение профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами. Вузы, осваивая новую двухуровневую систему образования, только адаптировались к условиям компетентностного подхода обучения [Ширинкина, Тенденции и проблемы…, 2016], выпустив лишь два поколения бакалавров, как столкнулись с новой проблемой — необходимостью самостоятельно разрабатывать профессиональные компетенции на основе принимаемых профессиональных стандартов, а также многочисленными иными проблемами, возникшими в связи с этим переходом [Ширинкина, Оценка качества образования…, 2016]. В реестре профессиональных стандартов не оказалось такой области профессиональной деятельности, как научная. Тогда, во-первых, о какой инно вационной экономике может идти речь [Кауфман, Ширинкина, 2016], а во-вторых, если в бакалавриате нет научной сферы деятельности, то почему она появляется в магистратуре и аспирантуре, как следующих уровнях новой системы образования? Необходимо закладывать научную сферу профессиональной деятельности на уровне бакалавриата, в противном случае о каком приращении знания может идти речь. Очевидно, что происходит слияние всех проблем на уровне вуза, и справляться с ними они должны самостоятельно. На лицо дилемма: с одной стороны, вузы получили свободу в формировании образовательных программ и компетенций, но, с другой стороны, вузы не знают, что с этой свободой делать. Образовательные стандарты высшего образования становятся более рамочными, наделяя вузы большей самостоятельностью. Вместе с тем над ними, как дамоклов меч, находится Рособрнадзор, который будет требовать соблюдение образовательных стандартов, в противном случае — лишать лицензии высшее образовательное учреждение.