По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в парадигме реформирования

Е.В. Ширинкина канд. экон. наук, доцент, Сургутский государственный университет

Высшие образовательные учреждения, осваивая новую двухуровневую систему образования, только адаптировались к условиям компетентностного подхода обучения, выпустив лишь два поколения бакалавров, как столкнулись с новой проблемой — необходимостью самостоятельно разрабатывать профессиональные компетенции на основе принимаемых профессиональных стандартов, а также с многочисленными иными проблемами, возникшими в связи с этим переходом. В статье приводятся проблемы, с которым сталкиваются вузы в условиях реформирования образования. На Федеральном уровне о проделанной работе по формированию профессиональных стандартов отчитались, а все возникшие проблемы вузы должны решать самостоятельно. В этой связи в статье проводится контекст-анализ проекта новых образовательных стандартов и предлагается интегративная модель мезомерии образовательных и профессиональных стандартов.

Литература:

1. Бадалов М.М. Актуализация, конкретизация и реализация содержательной составляющей профессиональных компетенций Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения при их формировании в процессе преподавания // Образование. Наука. Научные кадры. — 2014. — № 3.

2. Григораш О.В. О перспективах развития системы образования в России // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — №121.

3. Дудук А.А., Юргель С.И. Образовательный стандарт и профессиональные компетенции // Перспективы развития высшей школы: материалы IX Международной научнопрактический конференции. — Гродно: Гродненский государственный аграрный университет, 2016.

4. Зуев А.Н., Крючкова Н.В. К  вопросу устранения разрыва между профессиональными и образовательными стандартами // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016.

5. Кауфман Н.Ю., Ширинкина Е.В. Развитие бизнес-образования как детерминанта инновационного обновления экономики // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 3 (ч. 2).

6. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 №  ДЛ-2/05вн) [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_175196.

7. О  мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №  597 [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http:// rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok. html.

8. Пивень Е.Г. Почему профессиональный стандарт, а не образовательный? // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. — 2013. — №11.

9. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта: статья 195.1: введена Федеральным законом от 03.12.2012 №  236-ФЗ // Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/e185e25735310e657 309a01b515a25107fac8784.

10. Федина Н.В., Бурмыкина И.В. Стандартизация уровней образования в России: проблемы профессиональноличностной мобильности и готовности кадрового потенциала к реализации образовательных стандартов // Педагогика XXI века: стандарты и практики: материалы международной практической конференции. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2016.

11. Ширинкина Е.В. Оценка качества образования в формировании человеческого капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2016. — №3 (36).

12. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. — 2016. — №3.

Внедрение системы профессиональных стандартов проходит в рамках процесса реформирования системы квалификации профессий и направлено на достижение главной цели государственной кадровой политики — повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов. В.В. Путин в своем Указе от 09 декабря 2013 г. обозначил: «Профстандарты должны стать подлинным ориентиром для системы профессионального образования, обязательным — и хочу это подчеркнуть — при разработке образовательных программ наших вузов, лицеев и колледжей. Эту задачу нужно решать уже сейчас»1 .

В декабре 2012 г. были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), в котором появилась такая категория, как профессиональный стандарт, в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов представлена на рис. 1.

Из рисунка 1 следует, что реформирование системы квалификации профессий обусловливает изменение Федеральных государственных образовательных стандартов. Так, Министерством образования и науки в 2017 г. планируется утверждение усовершенствованных образовательных стандартов ФГОС ВО 3++, главной особенностью которых является приведение профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами. Вузы, осваивая новую двухуровневую систему образования, только адаптировались к условиям компетентностного подхода обучения [Ширинкина, Тенденции и проблемы…, 2016], выпустив лишь два поколения бакалавров, как столкнулись с новой проблемой — необходимостью самостоятельно разрабатывать профессиональные компетенции на основе принимаемых профессиональных стандартов, а также многочисленными иными проблемами, возникшими в связи с этим переходом [Ширинкина, Оценка качества образования…, 2016]. В реестре профессиональных стандартов не оказалось такой области профессиональной деятельности, как научная. Тогда, во-первых, о какой инно вационной экономике может идти речь [Кауфман, Ширинкина, 2016], а во-вторых, если в бакалавриате нет научной сферы деятельности, то почему она появляется в магистратуре и аспирантуре, как следующих уровнях новой системы образования? Необходимо закладывать научную сферу профессиональной деятельности на уровне бакалавриата, в противном случае о каком приращении знания может идти речь. Очевидно, что происходит слияние всех проблем на уровне вуза, и справляться с ними они должны самостоятельно. На лицо дилемма: с одной стороны, вузы получили свободу в формировании образовательных программ и компетенций, но, с другой стороны, вузы не знают, что с этой свободой делать. Образовательные стандарты высшего образования становятся более рамочными, наделяя вузы большей самостоятельностью. Вместе с тем над ними, как дамоклов меч, находится Рособрнадзор, который будет требовать соблюдение образовательных стандартов, в противном случае — лишать лицензии высшее образовательное учреждение.

Для Цитирования:
Е.В. Ширинкина, Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в парадигме реформирования. Юрист ВУЗа. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: