По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.5 DOI:10.33920/nik-01-2109-06

Интеграция новых направлений музыкознания как способ реформирования детской школы искусств

Журова Елена Борисовна ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств им. Н.Г. Рубинштейна», Россия, 107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 7а, стр. 1, E-mail: pianoplay@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0834-4372

В статье рассматриваются способы решения проблемы разрозненности учебно-образовательного процесса в современной детской школе искусств из-за предметной расчлененности. Автором предложены пути решения данной проблемы при помощи реализации принципов интеграции в условиях освоения инновационного курса «Музыкальное содержание». Разработаны технологии целостного интегративного подхода, объединяющего цикл теоретических дисциплин между собой, а также с исполнительскими и художественными специальностями.

Литература:

1. Холопова В.Н. Теория музыкального содержания как наука // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. — Уфа, 2007. — № 1 (1). — С. 15–24.

2. Рекомендация Министерства культуры РФ от 17.05.1999 № 01-91-/16-32.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1 // НИИ школьных технологий. — М., 2006. — 816 с.

4. Журова Е.Б. Музыкальное содержание. Авторская образовательная программа для учащихся старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. — М.: Цифровые технологии, 2019. — 56 с.

5. Журова Е.Б. Смысловые миры музыки Иоганна Себастьяна Баха. Книга первая (серия «Барокко»). Монографическое исследование. — М.: Первый том, 2020. — 280 с.

6. Журова Е.Б. Альтернативный экзамен по сольфеджио в выпускном классе // Всероссийский учебно-методический журнал «Музыка в школе». — М., 2009. — Вып. 4. — С. 32–39.

7. Юсов Б.П. Современное состояние вопроса: Научная гипотеза. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. — Луганск, 1990. — 56 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999–2005.

1. Kholopova V.N. Teoriya muzykal'nogo soderzhaniya kak nauka // Problemy muzykal'noy nauki. Rossiyskiy nauchnyy spetsializirovannyy zhurnal. — № 1 (1). — Ufa, 2007. — S. 15–24.

2. Rekomendatsiya Ministerstva kul'tury RF № 01-91-/16-32 ot 17.05.1999.

3. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy. T. 1 // NII shkol'nykh tekhnologiy. — M., 2006. — 816 s.

4. Zhurova Ye.B. Muzykal'noye soderzhaniye. Avtorskaya obrazovatel'naya programma dlya uchashchikhsya starshikh klassov detskikh muzykal'nykh shkol i detskikh shkol iskusstv. — M.: Tsifrovyye tekhnologii, 2019. — 56 s.

5. Zhurova Ye.B. Smyslovyye miry muzyki Ioganna Sebast'yana Bakha. Kniga pervaya (seriya «Barokko»). Monograficheskoye issledovaniye. — M.: Pervyy tom, 2020. — 280 s.

6. Zhurova Ye.B. Al'ternativnyy ekzamen po sol'fedzhio v vypusknom klasse // Vserossiyskiy uchebno-metodicheskiy zhurnal «Muzyka v shkole». — M., 2009. — Vyp. 4. — S. 32–39.

7. Yusov B.P. Sovremennoye sostoyaniye voprosa: Nauchnaya gipoteza. Vzaimodeystviye i integratsiya iskusstv v polikhudozhestvennom razvitii shkol'nikov / Pod red. G.P. Shevchenko, B.P. Yusova. — Lugansk, 1990. — 56 s.

8. Novyye pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: Uchebnoye posobiye / Ye.S. Polat, M.YU. Bukharkina, M.V. Moiseyeva, A.Ye. Petrov; pod red. Ye.S. Polat. — M.: Akademiya, 1999–2005.

Статья поступила 23.04.2021

В настоящее время в начальном музыкальном образовании проблема разрозненности учебно-образовательного цикла из-за предметной расчлененности является крайне актуальной. В детских школах искусств (ДШИ) практически не осуществляется интегрирование предметов теоретического цикла, а также отсутствует корреляция их с предметами по специальности.

Вследствие этого становится невозможным проведение педагогом целостного анализа музыкального произведения, что непосредственно влияет на музыкальное восприятие учащихся, способствующее формированию у них музыкального мышления. Соответственно, у детей не возникает должного интереса, мотивации к освоению содержательно-смысловой сущности музыкального искусства. В итоге музыка не становится для ребенка ценностью, а набор полученных знаний (как правило, разрозненных) быстро забывается в связи с невостребованностью его дальнейшего применения.

Таким образом, в музыкальном педагогическом сообществе возникает осознанная необходимость в решении данной проблемы. Как один из способов ее решения мы предлагаем создание инновационного курса преподавания теоретических дисциплин, который может стать основой реформы начального музыкального образования, что даст возможность вывести на первое место теорию музыки в широком аспекте ее понимания.

Стержнем данного курса может стать известное в России, странах СНГ и за рубежом уникальное инновационное научное направление МГК им. П.И. Чайковского — теория музыкального содержания, которая сможет объединить все предметы ДШИ. Инициатором направления является доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Валентина Николаевна Холопова.

Теория музыкального содержания заявила о себе сравнительно недавно, в конце XX — начале XXI в., и была вызвана острейшей культурной необходимостью этого времени: она призвана уравновесить диспропорцию, возникшую между предметами композиционно-грамматического цикла и содержательно-смыслового порядка. Понятие «содержание» в музыке берется как самостоятельная категория. Краткое определение раскрывается в формулировке: «Содержание музыки — ее выразительно-смысловая сущность» (В.Н. Холопова) [1, с. 17].

Для Цитирования:
Журова Елена Борисовна, Интеграция новых направлений музыкознания как способ реформирования детской школы искусств. Вопросы культурологии. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: