По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Интеграция методологии ТРИЗ в процессы разработки новых продуктов

Хомутский Д.Ю. кандидат технических наук, МВА, доцент ВШКУ РАНХиГС, профессор Британской академии бизнеса, вице-президент по инновациям НП «Внешторгклуб», управляющий партнер ARIZ.RU, г. Москва
Андреев Г.С. кандидат психологических наук, доктор делового администрирования (DBА), независимый консультант, г. Москва

В последние два десятилетия все большее число производственных компаний применяют в своих проектных процессах методы и инструменты ТРИЗ. В статье рассматриваются барьеры для внедрения ТРИЗ в корпоративную практику, а также ключевые факторы успеха интеграции методологии ТРИЗ в процессы разработки новых продуктов в высокотехнологичных компаниях. Рассмотрен опыт Samsung Group по внедрению методов и инструментов ТРИЗ во все бизнес-дивизионы компании.

Литература:

1. Sung-Wook Kang, Jeong-Seon Kim, Valery Krasnoslobodtsev, Georgy Severinets, Jun-Young Lee. TRIZ Activities in Samsung Electronics. Proc. International TRIZ Conference TRIZCON2004 at Seattle, 2004.

2. Webb A. TRIZ: an inventive approach to invention. Eng. Manage. J., pp. 117–124, June, 2002.

3. Eekmekci İsmail, Köksal Mustafa. Triz Methodology and an Application Example for Product Development. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015. 195, pp. 2689–2698.

4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986. 236 с.

В ходе практической деятельности, связанной с применением и обучением ТРИЗ, компании часто интересуются опытом использования ТРИЗ на других предприятиях. Главными вопросами, которые волнуют практиков, являются (1) проблемы внедрения ТРИЗ в условиях реального производства, (2) последствия этого внедрения, (3) обучение персонала и (4) конкретные успешные примеры внедрения. Типичные вопросы, связанные с внедрением ТРИЗ в организации, таковы:

- сколько времени занимает процесс создания инфраструктуры ТРИЗ?

- что можно сделать для ускорения этого процесса?

Samsung Group — пример того, как крупная компания может организовать поэтапное внедрение ТРИЗ методологии в корпоративную практику [1]. Рассмотрим этапы внедрения ТРИЗ в компании Samsung (табл. 1).

Одним из самых существенных барьеров для внедрения ТРИЗ в практику работы предприятия является незнание методологии ТРИЗ и ее прикладных аспектов, что приводит к недоверию к ТРИЗ как к эффективному бизнес-инструменту для решения инженерных задач. ТРИЗ не разрекламирована, как, например, модель Six Sigma («Шесть Сигм»), и у нее нет крупных корпоративных спонсоров. Лучший способ преодолеть недоверие и скептицизм в отношении к ТРИЗ — получить отличные результаты в реальных проектах. В компании Samsung были получены первые хорошие результаты после шести месяцев применения ТРИЗ в одном из производственных проектов в 2001 г. [2]. Этот успех был достигнут при участии опытных внешних специалистов ТРИЗ. Обученные основам ТРИЗ сотрудники Samsung не имели практического опыта работы с реальными проектами. Несмотря на то что они знали алгоритм процесса решения задач по ТРИЗ и запомнили теорию, им требовался коучинг, или менторская поддержка, для успешного решения реальных задач.

Следующим шагом по преодолению барьера недоверия может стать запуск программы корпоративного обучения основам ТРИЗ и продвижение методики ТРИЗ в различные подразделения и филиалы компании. Необходимо также ввести практику использования в компании единого языка ТРИЗ, чтобы обеспечить единое терминологическое поле для обсуждения и решения реальных проблем между специалистами из разных подразделений. Как известно, в ТРИЗ используется своя специфическая профессиональная терминология: техническое противоречие, физическое противоречие, идеальное конечное решение, ресурсный анализ, плюс- и минус-факторы, навигаторы, функциональная идеальная модель и др. С широкой базой корпоративного ТРИЗ образования и единой ТРИЗ-терминологией сотрудники лучше понимают друг друга и движутся в одном направлении в процессе решения проблем.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Интеграция методологии ТРИЗ в процессы разработки новых продуктов. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: