Современные корпоративные структуры сталкиваются с вызовами внешней среды, подвергающими опасности не только их финансовые результаты, но и само их существование. Потери рынков сбыта уже не являются проблематикой и фокусом внимания современного корпоративного менеджмента, который стремится обеспечить, в первую очередь, устойчивое развитие своей компании. Под устойчивым развитием нами понимается такое качественное преобразование структуры корпорации, при котором реализуется наибольшая сопротивляемость системы корпоративного управления неблагоприятным изменениям внешней среды. В современной науке развитием считается процесс разумных, логически обоснованных преобразований, которые нацелены на перевод системы в новое, более совершенное состояние. Устойчивое развитие корпорации, таким образом, — это целеустремленное сбалансированное по ключевым показателям деятельности изменение качества функционирования, учитывающее влияние факторов внешней и внутренней среды, раскрытое через корпоративную стратегию и не вносящее существенных дисбалансов в экологию и социум [1]. Отсюда мы видим четкую взаимосвязь между устойчивым развитием корпорации и ее стратегий.
Следует отметить, что динамичное развитие науки и общества в последние 30–40 лет вносило корректировки в критериальную базу устойчивого развития корпораций, что привело к множественности определений данного понятия. Если в самом начале ученые отмечали необходимость учитывать экологию при разработке корпоративных стратегий, то сейчас фокус внимания научной мысли сместился на нужды общества, причем именно с моральной точки зрения. На наш взгляд, изменение подходов к концепции устойчивого развития корпорации является логичным и представляет собой естественную реакцию научной мысли на динамику общества, нормативной базы, межгосударственных отношений и методов ведения бизнеса.
Проведенный нами ретроспективный анализ научных трудов, которые были так или иначе посвящены устойчивости развития предприятий и организаций, корпоративных структур и транснациональных корпораций, показал их тесную взаимосвязь с концепциями корпоративной социальной ответственности. Сформированный нами ниже классификатор дает возможность представить все разнообразие концептуальных подходов к устойчивому развитию корпоративных структур.