После событий 1991 г., связанных с распадом Советского Союза, бывшие республики прошли свой, более или менее успешный, путь развития. Процесс дезинтеграции отдельных республик бывшего СССР сразу принял необратимый характер, и попытки включить их в интеграционный процесс, негативно сказались на результатах интеграции. Близкие когда-то по культуре общества всего через 30 лет выглядят чуждыми друг другу. Появились межпоколенческие различия в социокультурном восприятии обществ соседних государств, сформировались новые приоритеты во взаимодействии с более экономически развитыми и политически стабильными странами. Эти и другие основания стали причиной изменения на постсоветском пространстве отношения к интеграционным процессам различных социальных групп. Нынешнее старшее поколение уже не имеет никаких заблуждений относительно восстановления СССР, и ко многим последствиям разрыва они уже адаптировались.
Смена поколений вместе с возрастающей дифференциацией геополитических направлений и симпатий создает новые тренды развития интеграционных процессов, которые основываются скорее на новых интересах и взглядах, чем на восстановлении старых. Сразу же после развала СССР появились проекты объединения, и наиболее успешным стал Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). В связи с этим данная статья посвящена в первую очередь рассмотрению отношения граждан Российской Федерации к ЕАЭС как ведущему интеграционному проекту.
Стоит отметить, что результаты социологических опросов в странах постсоветского пространства носят разрозненный и фрагментарный характер. Тем не менее существует несколько социологических проектов, которые претендуют на всеохватность и комплексность исследований.
С 2004 г. динамика социального благополучия и общественных настроений жителей стран СНГ фиксировалась с помощью проекта «Евразийский монитор»1 . В 2012 г. на базе этого проекта появился информационный ресурс, собирающий данные об интеграционных предпочтениях жителей постсоветского пространства, — Интеграционный барометр ЕАБР. До 2018 г. проводились исследования в рамках этого проекта. Методической основой оценки интеграционных предпочтений общества были массовые опросы взрослого населения. Интеграционные предпочтения населения измерялись в трех аспектах — социокультурном, экономическом и политическом.