По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Интегральный подход в философии образования: методологические основания

Квятковский Дмитрий Олегович профессор кафедры общих дисциплин Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, доктор философских наук Россия, 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Студенческая, д. 3, E-mail: d_o_k@mail.ru

Автор доказывает, что в философии есть потенциал, представляющий особую ценность для образования: проблемный характер, допущение поливариантных ответов, рефлексивное и толерантное отношение к инструментам познания, требование логичности и последовательности, задействованность в ней когнитивных, этических и эстетических способностей сознания и др. Все это делает ее инструменты уникальными и незаменимыми для выработки навыков недогматического и в то же время аналитического и доказательного мышления.

Литература:

1. Гончаренко И.А. Гуманитаризация образования как один из важнейших факторов современного человеческого развития // Наука. Религия. Общество. — 2007. — № 3.

2. Кант И. Сочинения. В 6 т. / Под ред. В.Ф. Асмуса. — Т. 4. — М.: Мысль, 1966.

3. Квятковский Д.О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социально-философский анализ): Монография. — М.: Логос, 2014.

Реализация концепции образования и воспитания, дальнейшее совершенствование и развитие всего педагогического процесса связаны со все бóльшим интегрированием в педагогическое теоретическое основание философских методологических принципов и приемов. Философия образования заключается в философской рефлексии, осмыслении педагогического процесса в целом. Идея об обучении учащихся с помощью философии была выдвинута еще И. Кантом [2]. Универсальность философии позволяет преодолеть фрагментарность учебного знания, сделать его связным и осмысленным для восприятия обучающегося. Для вступающих в жизнь и профессию людей дисциплинарные рамки философии дают возможность рассуждать на самые различные смысложизненные сюжеты, тем самым рефлексивно, а не стихийно-бессознательно определяться в своих жизненных ориентирах с учетом поливариантности ценностных ориентаций различных людей.

Философия образования призвана концептуально обеспечить процесс трансформации глобальных общечеловеческих ценностей в ценности и цели, достижимые именно в сфере образования с выходом на мировоззренческие основания личности, что, можно предположить, возможно только с применением комплексно-интегральной методологии. Структурные блоки философии образования в единстве и взаимосвязи его ценностно-целевых, системных, процессуальных и результативных компонентов фактически задают интегральный методологический подход.

В современной философии образования особую роль приобрел герменевтический метод. Применение герменевтического подхода (методология герменевтического круга) в образовательно-воспитательном процессе — это прежде всего формирование культуры толерантности как нормы жизни, то есть эмпатии, «вслушивания», «вглядывания» в обучающихся. Целостное видение приближает педагога к пониманию уникальности личности обучающихся. Важно и то, что информация об обучающемся рассматривается не как законченная, а как постоянно развивающаяся.

Овладение герменевтическим методом означает для педагога повышение культуры своего профессионального мышления и развитие собственной культуры толерантности. Путь к толерантности — это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо он возможен только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В этой связи герменевтическое образование совершенствует контекст восприятия мира и тем самым подготавливает новое, более глубокое его понимание. В современной научной литературе подчеркивается, что именно с помощью понимания удается за внешними проявлениями человека увидеть его субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания, чувства [1, с. 134–142].

Для Цитирования:
Квятковский Дмитрий Олегович, Интегральный подход в философии образования: методологические основания. Ученый совет. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: