Статья поступила 09.08.2023.
Практическая рациональность современного общества и развитие науки и техники положили конец классической мифологии и отправили ее в музей истории духовной культуры. Однако мифологическое мышление и мифологическое сознание одновременно скрыты в психологической структуре людей и до сих пор оказывают важное влияние на цивилизацию и культуру. В современном и постмодернистском историко-культурном контексте миф особым образом скрывается в духовной и культурной деятельности человека, эволюционируя в современную форму мифа, которая продолжает выполнять мощные психологические функции и выступает в роли идеологической повивальной бабки. Одним из модернизированных мифов выступает конструкт «золотой век», адаптированный под специфические запросы. Он наследует символы и структурные формы традиционных мифов, в некоторой степени развивается и видоизменяется, особенно с помощью инверсии научно-технических средств, приобретает более богатое социально-политическое и нарративное содержание.
Концепция нарратива широко используется сегодня как в гуманитарной, так и в естественно-научной среде. Цифровая текстуальность и транзисторная мощь компьютера не устраняют опору на метафоры для понимания современной новой нормальности. Глобальный текст — это бесконечное количество историй человечества, где миф — это основание символической пирамиды человечества. Религиозные, литературные сюжеты, сказания о прошлом, образные средства речи, слухи — все это делает миф модельной формой коммуникации. Повествовательная структура повседневности не может покинуть миф как пристанище описаний, надежд и прогнозов.
Миф участвует в конструировании ценностей в качестве универсальной нарративной структуры, очеловечивающей символы. Социальная ценность мифа заключается в реализации психологической потребности в мифе как механизме защиты, который имеет большое влияние на эмоциональную составляющую сознания.
Современная мифология значительно отличается от ее традиционных форм. Если традиционная мифология — это продукт контакта человека и природы, то современная мифология носит комплексный характер, опосредуя технологии, науку, политику, идеологию, экономику, рекламу, медиа, спорт. Не меняется только культурный код мифа — борьба за выживание, стремление понять и покорить. Сама установка на понимание — это уже стремление к идеальному контролю, и миф предлагает самое быстрое и понятное образное решение всем сложным вопросам познания мира и общества.