По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 10.33920/nik-01-2310-03 DOI:10.33920/nik-01-2310-03

Инструментализация мифа в технологическом обществе

Тимощук Алексей Станиславович ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» Россия, 600020, г. Владимир, ул. Усти-на-Лабе, д. 2, кв. 36, e-mail: timos@33.fsin.gov.ru

В статье исследуется мифологический потенциал культуры. Автор исходит из того, что миф укоренен в культуре, поскольку наши знания и способность контролировать мир всегда конечны, в то время как магическое мышление помогает человеку, пусть и некоторым иллюзорно-компенсаторным образом. Сознание постоянно продуцирует мифологизированное пространство, в котором человеку удобно бытийствовать.

Литература:

1. Кирчанов М.В. «Арийский миф» как фронтирный случай изобретения традиций и исторического воображения незападных национализмов // Журнал фронтирных исследований. — 2020. — № 2. — С. 122–127.

2. Ларина Е.А., Пискарев В.А., Тимощук А.С. Мифы и реальность славяно-арийского родства // Духовная культура русского этноса. — Владимир: ВГПУ, 2000. — С. 38–45.

3. Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме: в 2 ч. — Ч. 1: До установления принципата. — Новосибирск: НГУ, 1994. — 176 с.

4. Duggal V., Rani A., Mehra R., Ramola R. Assessment of natural radioactivity levels and associated dose rates in soil samples from Northern Rajasthan, India // Radiation Protection Dosimetry. — 2013. — August. № 158 (2). — P. 235–240.

5. Walter D. Preußische Heeresreformen 1807–1870. Militärische Innovation und der Mythos der “Roonischen Reform”. — Schöningh, 2003. — 654 s.

1. Kirchanov M.V. “The Aryan myth” as a frontier case of the invention of traditions and historical imagination of non-Western nationalisms // Journal of Frontier Research. — 2020. — No. 2. — P. 122–127.

2. Larina E.A., Piskarev V.A., Timoshchuk A.S. Myths and reality of Slavic-Aryan kinship // Spiritual culture of the Russian ethnos. — Vladimir: VSPU, 2000. — P. 38–45.

3. Chernyshov Yu.G. Social-utopian ideas and the myth of the “golden age” in ancient Rome: In 2 parts. Part 1: Before the establishment of the principate. — Novosibirsk: NSU, 1994. — 176 p.

4. Duggal V., Rani A., Mehra R., Ramola R. Assessment of natural radioactivity levels and associated dose rates in soil samples from Northern Rajasthan, India // Radiation Protection Dosimetry. — 2013. — August. No. 158 (2). — P. 235–240.

5. Walter D. Preußische Heeresreformen 1807–1870. Militärische Innovation und der Mythos der “Roonischen Reform”. — Schöningh, 2003. — 654 s.

Статья поступила 09.08.2023.

Практическая рациональность современного общества и развитие науки и техники положили конец классической мифологии и отправили ее в музей истории духовной культуры. Однако мифологическое мышление и мифологическое сознание одновременно скрыты в психологической структуре людей и до сих пор оказывают важное влияние на цивилизацию и культуру. В современном и постмодернистском историко-культурном контексте миф особым образом скрывается в духовной и культурной деятельности человека, эволюционируя в современную форму мифа, которая продолжает выполнять мощные психологические функции и выступает в роли идеологической повивальной бабки. Одним из модернизированных мифов выступает конструкт «золотой век», адаптированный под специфические запросы. Он наследует символы и структурные формы традиционных мифов, в некоторой степени развивается и видоизменяется, особенно с помощью инверсии научно-технических средств, приобретает более богатое социально-политическое и нарративное содержание.

Концепция нарратива широко используется сегодня как в гуманитарной, так и в естественно-научной среде. Цифровая текстуальность и транзисторная мощь компьютера не устраняют опору на метафоры для понимания современной новой нормальности. Глобальный текст — это бесконечное количество историй человечества, где миф — это основание символической пирамиды человечества. Религиозные, литературные сюжеты, сказания о прошлом, образные средства речи, слухи — все это делает миф модельной формой коммуникации. Повествовательная структура повседневности не может покинуть миф как пристанище описаний, надежд и прогнозов.

Миф участвует в конструировании ценностей в качестве универсальной нарративной структуры, очеловечивающей символы. Социальная ценность мифа заключается в реализации психологической потребности в мифе как механизме защиты, который имеет большое влияние на эмоциональную составляющую сознания.

Современная мифология значительно отличается от ее традиционных форм. Если традиционная мифология — это продукт контакта человека и природы, то современная мифология носит комплексный характер, опосредуя технологии, науку, политику, идеологию, экономику, рекламу, медиа, спорт. Не меняется только культурный код мифа — борьба за выживание, стремление понять и покорить. Сама установка на понимание — это уже стремление к идеальному контролю, и миф предлагает самое быстрое и понятное образное решение всем сложным вопросам познания мира и общества.

Для Цитирования:
Тимощук Алексей Станиславович, Инструментализация мифа в технологическом обществе. Вопросы культурологии. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: