С позиции перехода на международные финансовые стандарты финансовой отчетности коммерческого и государственного секторов экономики возникает прямая потребность в формировании бухгалтерской отчетности, отвечающей всем требованиям международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее — МСФО ОС), а также российской нормативно-законодательной базы в области учета и отчетности организаций государственного сектора, основу которой составляют федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — ФСБУ), а также их концептуальные основы. Процессы сближения частных и общественных организаций существенно влияют на формирование финансовой отчетности1 .
В условиях принятия в Гражданском кодексе РФ новой классификации организационно-правовой структуры юридических лиц Российской Федерации наибольшую актуальность приобретают вопросы формирования современного концептуального понятия отчитывающихся субъектов государственного сектора.
Ряд ученых свои научные исследования посвятили теме перехода финансовой отчетности на МСФО ОС. Финансовая отчетность государственного сектора рассматривается учеными не только как показатель эффективности бюджетного учреждения, но и как средство контроля за бюджетным процессом. Н. Малиновская [3] и другие экономисты [1; 2; 4; 5] посвятили свои научные труды тенденциям развития отчитывающихся субъектов государственного сектора. Многие зарубежные ученые затронули тему перехода финансовой отчетности на МСФО ОС. Тем не менее важные вопросы совершенствования финансовой отчетности государственного сектора на сегодняшний день не получили достаточного внимания. Однако переход бюджетной отчетности на МСФО ОС невозможен без создания концептуальных основ финансовой отчетности.
При формировании концептуальных основ финансовой отчетности организаций государственного сектора применим методику институционального анализа норм и законов в области бюджетного учета, без которой невозможно оценить влияние институтов права, государственного сектора, международных институтов, института Министерства финансов РФ и прочих институтов на становление современного бюджетного учета. Нормы института права устанавливаются Гражданским кодексом РФ, при этом чрезвычайно важно проследить соответствие правовых норм требованиям упомянутых смежных институтов и их взаимозависимость.