По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.37, ВАК 08.00.12

Институциональный анализ нормативно-законодательной базы учета и отчетности организаций государственного сектора

Трофимова Людмила Борисовна канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: p-LBT@rambler.ru
Проданова Наталья Алексеевна д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru

При создании прочной нормативной базы финансовой отчетности российского государственного сектора необходимо провести анализ ряда российских институтов, влияющих на становление концептуальных основ отчетности для государственного сектора. На базе проведенной институциональной методики анализа правовых норм авторами обосновывается необходимость доработки проекта документа «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», опубликованного на сайте Министерства финансов РФ.

Литература:

1. Ермакова А.Н., Вайцеховская С.С., Малицкая В.Б., Проданова Н.А. Инвестиционная привлекательность малого инновационного бизнеса // Европейский журнал исследований. — 2016. — Т. 19, 2. — Спецвыпуск, 258–267 (на русском).

2. Казакова Н.А., Трофимова Л.Б., Федченко Е.А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля эффективности бюджета. — М.: Инфра-М, 2014. 270.

3. Малиновская Н.В. Тенденции развития отчетности государственного сектора: интегрированная отчетность. Бухгалтерский учет в здравоохранении. — М., 2015, 9, 8–15.

4. Пономарева Н.В., Акимова Н.В. Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных учреждений в России: проблемы и приоритеты развития в рамках МСФО для государственного сектора. Экономика и предпринимательство, 2015 (54), 424–428.

5. Ткаченко Л.И. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для государственного сектора (IPSAS). Проблемы бухгалтерского учета и финансов, 2013. 4, 66–69.

6. Трофимова Л.Б., Прилепская А.А. Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения. Сборник научных статей коллектива финансового факультета, научно-педагогических работников и молодых ученых кафедр учебно-научного центра «Экономика и финансы». — М.: Издательский дом «АУДИТОР», 2016. 276–28.

7. Eckerd A., Eckerd S. (2017). Institutional Constraints, Managerial Choices, and Conflicts in Public Sector Supply Chains International. Public Management Journal, Volume 20, Issue 4, 624–647.

8. Ellwood S., Newberry S. (2016). New development: The conceptual underpinnings of international public sector accounting. Public Money and Management. Taylor & Francis. ISSN: 0954-0962E. ISSN: 1467-9302. 36 (3), 231–234.

9. Lech M., Kamieniecka M. (2014). Valuation of Tangible Fixed Assets at the Moment of Transition to the IFRS/IAS (based on KGHM JSC.). Human Capital without Borders: Knowledge and Learning for Quality of Life, Management, Knowledge and Learning. International Conference, June 25–27, Portoroz, Slovenia. URL: http://www.toknowpress. net/ ISBN/978-961-6914-09-3/papers/ML14-681.pdf (Date of access: 14.10.2018).

10. Mnif Sellami Y., Gafsi Y. (2017). Institutional and Economic Factors Affecting the Adoption of International Public Sector Accounting Standards International Journal of Public Administration Taylor & Francis ISSN: 0190-0692E. ISSN: 1532-4265 26 November 2017, 1–13.

11. Nistor C.S., Stefanescu C.A. (2018). Public accounting reporting, under an achievable metamorphosis? Current Science ISSN: 0011-3891. Volume 114, Issue 10, 1 May 2018, 2131–2137.

1. Ermakova A.N., Vaytsekhovskaya S.S., Malitskaya V.B., Prodanova N.A. (2016). Investment attractiveness of small innovational business. European Research Studies Journal. T. 19, 2. Special Issue, 258–267. (In Russian).

2. Kazakova N.A., Trofimova L.B., Fedchenko E.A. (2014). Modern paradigms and methods of analysis and control of budget efficiency. M.: Infra-M, 270. (In Russian).

3. Malinovskaya N.V. (2015). Trends in the development of public sector reporting: integrated reporting. Accounting in health care, 9, 8–15. (In Russian).

4. Ponomareva N.V., Akimova N.V. (2015). Accounting and reporting of budgetary institutions in Russia: problems and development priorities within the framework of IFRS for the public sector. Economics and Entrepreneurship, 1 (54), 424–428.

5. Tkachenko L.I. (2013). Improvement of accounting and reporting in the budgetary sphere in accordance with international standards of financial reporting for the public sector (IPSAS). Problems of accounting and finance, 4, 66–69.

6. Trofimova L.B., Prilepskaya A.A. (2016). Financial Strategies and Models of Russia’s Economic Growth: Problems and Solutions. The collection of scientific articles of the collective of the Financial Faculty, scientific and pedagogical workers and young scientists of the departments of the Educational and Scientific Center “Economics and Finance”. — Moscow: Publishing house “AUDITOR”, 276–28.

7. Eckerd A., Eckerd S. (2017). Institutional Constraints, Managerial Choices, and Conflicts in Public Sector Supply Chains International. Public Management Journal, Volume 20, Issue 4, 624–647.

8. Ellwood S., Newberry S. (2016). New development: The conceptual underpinnings of international public sector accounting. Public Money and Management. Taylor & Francis. ISSN: 0954-0962E. ISSN: 1467-9302. 36 (3), 231–234

9. Lech M., Kamieniecka M. (2014). Valuation of Tangible Fixed Assets at the Moment of Transition to the IFRS/IAS (based on KGHM JSC.). Human Capital without Borders: Knowledge and Learning for Quality of Life, Management, Knowledge and Learning. International Conference, June 25–27, Portoroz, Slovenia. URL: http://www.toknowpress. net/ ISBN/978-961-6914-09-3/papers/ML14-681.pdf (Date of access: 14.10.2018).

10. Mnif Sellami Y., Gafsi Y. (2017). Institutional and Economic Factors Affecting the Adoption of International Public Sector Accounting Standards International Journal of Public Administration Taylor & Francis ISSN: 0190-0692E. ISSN: 1532-4265 26 November 2017, 1–13.

11. Nistor C.S. Stefanescu C.A. (2018). Public accounting reporting, under an achievable metamorphosis? Current Science ISSN: 0011-3891. Volume 114, Issue 10, 1 May 2018, 2131–2137.

С позиции перехода на международные финансовые стандарты финансовой отчетности коммерческого и государственного секторов экономики возникает прямая потребность в формировании бухгалтерской отчетности, отвечающей всем требованиям международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее — МСФО ОС), а также российской нормативно-законодательной базы в области учета и отчетности организаций государственного сектора, основу которой составляют федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — ФСБУ), а также их концептуальные основы. Процессы сближения частных и общественных организаций существенно влияют на формирование финансовой отчетности1 .

В условиях принятия в Гражданском кодексе РФ новой классификации организационно-правовой структуры юридических лиц Российской Федерации наибольшую актуальность приобретают вопросы формирования современного концептуального понятия отчитывающихся субъектов государственного сектора.

Ряд ученых свои научные исследования посвятили теме перехода финансовой отчетности на МСФО ОС. Финансовая отчетность государственного сектора рассматривается учеными не только как показатель эффективности бюджетного учреждения, но и как средство контроля за бюджетным процессом. Н. Малиновская [3] и другие экономисты [1; 2; 4; 5] посвятили свои научные труды тенденциям развития отчитывающихся субъектов государственного сектора. Многие зарубежные ученые затронули тему перехода финансовой отчетности на МСФО ОС. Тем не менее важные вопросы совершенствования финансовой отчетности государственного сектора на сегодняшний день не получили достаточного внимания. Однако переход бюджетной отчетности на МСФО ОС невозможен без создания концептуальных основ финансовой отчетности.

При формировании концептуальных основ финансовой отчетности организаций государственного сектора применим методику институционального анализа норм и законов в области бюджетного учета, без которой невозможно оценить влияние институтов права, государственного сектора, международных институтов, института Министерства финансов РФ и прочих институтов на становление современного бюджетного учета. Нормы института права устанавливаются Гражданским кодексом РФ, при этом чрезвычайно важно проследить соответствие правовых норм требованиям упомянутых смежных институтов и их взаимозависимость.

Для Цитирования:
Трофимова Людмила Борисовна, Проданова Наталья Алексеевна, Институциональный анализ нормативно-законодательной базы учета и отчетности организаций государственного сектора. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: