По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.1

Институциональные основы экономического роста

А. Ю. Юркевич Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, 350044, г.Краснодар, ул.Калинина, 13, e-mail: Yurkevich.alexander@bk.ru

В статье проанализированы роль и значение институциональных факторов, влияющих на рост экономики, определены институциональные механизмы экономического роста, а также проведен теоретический анализ сложившихся неэффективных институтов, являющихся главным источником формирования институциональных проблем в российской экономике и препятствием к переходу к цифровой экономике.

Литература:

1. Аверьянова Л. Г. Институциональные факторы экономического роста // Журнал институциональных исследований. — 2017. — № 12. — С. 115–120.

2. Аджиева А. Ю. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном АПК: дис. … канд. экон. наук / Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева. — М., 1999.

3. Мазлоев В. З., Аджиева А. Ю. Формирование конкурентоспособной институциональной среды на региональном рынке АПК // Экономические науки. — 2010. — № 63. — С. 173–177.

4. Николаева Р. К. Институциональный анализ и его внутренняя неоднородность: причины и следствия // Вопросы регулирования экономики. — 2017. — № 14. — С. 145–148.

5. Сухарев О. С. Проблемы институциональной экономики: факторы экономических изменений // TERRA ECONOMICUS. — 2018. — № 11. — С. 123–127.

6. Тимофеев О. К. Институциональная системность антикризисного регулирования в масштабе микроэкономики // Эрудит. — 2017. — № 10. — С. 167–170.

Одним из основополагающих вопросов дискуссии об экономическом росте является формирование современной, адекватной вызовам постиндустриальной эпохи системы политических, экономических и социальных институтов. Анализируя институциональные проблемы, решение которых необходимо для обеспечения устойчивого экономического развития и структурного преобразования современной России, целесообразно вычленить несколько групп институтов и определить их внутреннюю логическую соподчиненность.

Первая группа — это политикоправовые государственные институты, которые связаны с гарантированием политических прав и гражданских свобод населения страны и хозяйствующих субъектов. В данном случае речь ведется о защите базовых прав, признание которых государственными органами власти стало основой для современного экономического роста в разных странах мира [2]. К данным гражданским правам относят гарантии неприкосновенности личности и частной собственности граждан, независимость судебной системы, эффективное функционирование правоохранительных органов и свободу СМИ [1].

Вторая группа — это институты, которые обеспечивают развитие человеческого капитала (система образования, здравоохранение, пенсионная система). Большая ошибка сводить все проблемы в перечисленных сферах только лишь к плохому финансированию из государственного бюджета. Центральным вопросом становления и формирования этих институтов в научной среде представляется проведение институциональных преобразований в нашей стране, т. е. вырабатывание новых принципов жизнедеятельности в обществе.

Стоит подчеркнуть, что большая часть существующих моделей работы социальной сферы была разработана в период трансформирования аграрной экономики в индустриальную. Для индустриальной экономики характерны совсем иные условия, чем для современной экономики — политические, гуманитарные, демографические, социальные, культурные и т.д. В данный момент, когда в экономически развитых странах, социальная обстановка сильно видоизменилась, традиционные (выработанные в конце XIX — начале XX в.) государственные институты социальной поддержки населения оказываются слишком затратными и неэффективными.

Для Цитирования:
А. Ю. Юркевич, Институциональные основы экономического роста. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: