СНОСКИ ВРУЧНУЮ ПОСЛЕ 2
С момента объявления инициативы по возрождению исторического Великого Шелкового пути и до настоящего момента растет интерес к ней в политической, предпринимательской и академической среде. Между тем не выработано систематизированное видение содержания проекта, получившего название «Один пояс и один путь» (ОПОП), нет единой оценки его общей стоимости и понимания структуры его финансирования и иерархии составляющих его подпроектов. Проект называют «китайским Планом Маршалла» [16], хотя бюджет последнего в пересчете на современный курс составлял только 100 млрд долл., что значительно меньше планируемого объема инвестиций в ОПОП [34]. Привлечение и аккумуляция финансовых ресурсов сопровождается активной институционализацией проекта — иными словами, Китай для достижения максимальной эффективности как вступает во множество уже имеющихся финансовых, торговых, инвестиционных, тарифных режимов, так и создает новые. На этом пути внешняя политика государства стремится перевести двусторонние отношения со своими потенциальными партнерами и между ними самими на многосторонний формат, оформив сотрудничество в виде средне- и долгосрочных планов действий, дорожных карт, общего стратегического видения, надстроек к уже имеющимся институтам.
Структура финансирования ОПОП, создаваемые в его рамках экономические коридоры, привлекаемые институты — это компоненты, из которых выстраивается единая система, с помощью которой исследователь может выявить внутренние препятствия и противоречия, оценить потенциальное воздействие всей стратегии на региональную и макрорегиональную среду. Данная статья посвящена обобщению информации, относящейся к институциональным процессам вокруг проектов, составляющих ОПОП. Эта задача важна в том отношении, что Китаю приходится координировать свои инфраструктурные замыслы с уже существующими проектами, принятыми отдельными государствами для решения внутренних потребностей, а также целыми международными организациями. Свидетельством наличия запутанности в этой исследовательской проблеме служит пример развития инфраструктуры в АСЕАН: проекты, относящиеся к Индокитайскому полуострову, находятся одновременно в ведении Китайско-Индокитайского экономического коридора, который является частью ОПОП, и Сети автомагистралей АСЕАН, которую курируют Экономическое сообщество АСЕАН (АЕС) и Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана [31].