По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Институциональное оформление инфраструктурных проектов КНР в АТР и Евразии

Е. Г. Кожин аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО. E-mail: citoex@gmail.com.

В 2013 г. руководство КНР объединило в рамках единой стратегии все инфраструктурные проекты и инициативы, которые проводились в АТР и за его пределами при участии этой страны. Идея получила название «Один пояс и один путь» и должна привести к общему началу сухопутные и морские торговые пути, которые ускоряют экономическую интеграцию Китая с азиатскими и европейскими рынками. Инфраструктурные проекты в рамках ОПОП пересекаются с уже существующими под эгидой мировых и региональных институтов. Неясность в структуре финансирования этих проектов, их иерархии, отсутствие информации об ОПОП как единой системе создают исследовательские сложности, без которых невозможно объективно оценить влияние инициативы в региональном и мировом масштабе. В статье сделана попытка обобщить основные проекты и направления в рамках ОПОП и задействованные институты.

Литература:

1. Дорожная карта развития сотрудничества между Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Монголией на среднесрочную перспективу. Июль 2016. [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. [2016]. URL: http://static.kremlin.ru / media / events / files / ru / jF9vhkLz06Ll8dUCuntCCJ7n099fAfxk.pdf

2. Программа по созданию экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Сентябрь 2016. [Электронный ресурс] // Монголия сейчас: [сайт]. [2016]. URL: http://news.mongolnow.com / assets / rus-ch-mn.pdf

3. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. 8 мая 2015. [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. [2015]. URL: http://kremlin.ru / supplement / 4971

4. Список наименее развитых стран / Организация Объединенных Наций и наименее развитые страны [Электронный ресурс] // ООН: [сайт]. [2017]. URL: http://www.un.org / ru / development / ldc / list.shtml

5. Чжунъинь: Жэньби ляо чен «идай илу» чжулю хоби. 20 июня 2016. [Электронный ресурс] // Банк Китая, Гонконг: [сайт]. [2016]. URL: http://www.boc.cn / aboutboc / ab8 / 201606 / t20160620_7113013.html

6. ACC Participated in China-Indochina Peninsula Economic Corridor Development Forum. May 30, 2016. [Электронный ресурс] // ASEAN — China Centre: [сайт]. [2016]. URL: http://www.asean-china-center.org / english / 2016–05 / 30 / c_135397939.htm

7. AIIB to co-finance 1st project with ADB in Pakistan. May 5, 2016. [Электронный ресурс] // CCTV: [сайт]. [2016]. URL: http://english.cctv.com / 2016 / 05 / 05 / VIDEIhiTxWIGn8ibSnUiRGMA160505.shtml

8. Bhattacharjee, Rupak. Bangladesh, China, India and Myanmar-Economic Corridor: Ushering a New Era of Interconnectedness. September 18, 2016. [Электронный ресурс] // Indian defence review: [сайт]. [2016]. URL:

http://www.indiandefencereview.com / spotlights / bangladesh-china-india-and-myanmar-economic-corridor-ushering-a-new-era-of-interconnectedness

9. China joins U. N. trucking treaty, stepping onto new Silk Road. July 26, 2016 [Электронный ресурс] // Reuters: [сайт]. [2016]. URL: http://www.reuters.com / article / us-china-silkroad-idUSKCN1060XC

10. China, Russia, Mongolia sign economic corridor plan: Xinhua. June 24, 2016. [Электронный ресурс] // South China Morning Post: [сайт]. [2016]. URL: http://www.scmp.com / news / china / diplomacy-defence / article / 1980597 / china-russia-mongolia-sign-economic-corridor-plan

11. China’s Arab Policy Paper. January 13, 2016. [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China: [сайт]. [2016]. URL: http://www.fmprc.gov.cn / mfa_eng / wjdt_665385 / 2649_665393 / t1331683.shtml

12. China’s Economic Corridors. February 1, 2016. [Электронный ресурс] // New Dehli Times: [сайт]. [2016]. URL: http://www.newdelhitimes.com / chinas-economic-corridors123

13. China’s NPC Approves 13th Five-Year Plan. / National People’s Congress of China. Issue 1, 2016. [Электронный ресурс] // The National People's Congress (NPC) of the People's Republic of China: [сайт]. [2016]. URL: http://www.npc.gov.cn / npc / zgrdzz / site1 / 20160429 / 0021861abd66188d449902.pdf

14. China’s One Belt, One Road: Will it reshape global trade? July 2016. [Электронный ресурс] // McKinsey&Company: [сайт]. [2016]. URL: http://www.mckinsey.com / global-themes / china / chinas-one-belt-one-road-will-it-reshape-global-trade

15. Co-operation between China and the CEE Countries: The Medium-Term Agenda and The Suzhou Guidelines. 2015 / The Belt and Road Initiative [Электронный ресурс] // HKTDC Research: [сайт]. [2015]. URL: http://china-trade-research.hktdc.com / business-news / article / One-Belt-One-Road / Co-operation-between-China-and-the-CEE-Countries-The-Medium-Term-Agenda-and-The-Suzhou-Guidelines / obor / en / 1 / 1X3CGF6L / 1X0A4F8J.htm

16. Curran. Enda. China’s Marshall Plan. August 8, 2016. [Электронный ресурс] // Bloomberg: [сайт]. [2016]. URL: http://www.bloomberg.com / news / articles / 2016-08-07 / china-s-marshall-plan

17. Greater Mekong Subregion (GMS) in the Spotlight. 2016. [Электронный ресурс] // Азиатский банк развития: [сайт]. [2016]. URL: https://www.adb.org / countries / gms / main

18. Greece sells largest port Piraeus to Chinese company. April 8, 2016 [Электронный ресурс] // RT: [сайт]. [2016]. URL: https://www.rt.com / business / 338949-greece-china-port-sale

19. Hart, Michael. Central Asia’s Oil and Gas Now Flows to the East. August 18, 2016. [Электронный ресурс] // The Diplomat: [сайт]. [2016]. URL: http://thediplomat.com / 2016 / 08 / central-asias-oil-and-gas-now-flows-to-the-east

20. Hofman, Bert. China’s One Belt One Road Initiative: What we know thus far. April 12, 2015. / East Asia & Pacific on the Rise. [Электронный ресурс] // The World Bank: [сайт]. [2015]. URL: http://blogs.worldbank.org / eastasiapacific / china-one-belt-one-road-initiative-what-we-know-thus-far

21. IE Singapore and China Construction Bank sign MOU for infrastructure projects. April 26, 2016 [Электронный ресурс] // China Go Abroad: [сайт]. [2016]. URL: http://www.chinagoabroad.com / en / market_review / ie-singapore-china-construction-bank-sign-mou-for-infrastructure-projects

22. Impact of China Pak Economic Corridor — A Bird’s Eye View. May 19, 2015 [Электронный ресурс] / BMA Capital // CPEC News: [сайт]. [2015]. URL: http://cpec.news / wp-content / uploads / 2016 / 02 / Impact-of-China-Pak-Economic-Corridor_-A-Birds-Eye-View.pdf

23. Infrastructure for Supporting Inclusive Growth and Poverty Reduction in Asia. 2012. [Электронный ресурс] // Asian Development Bank: [сайт]. [2012]. URL: https://www.adb.org / sites / default / files / publication / 29823 / infrastructure-supporting-inclusive-growth.pdf

24. Mongolia, 2017. / The Observatory of Economic Complexity // MIT: [сайт]. [2017]. URL: http://atlas.media.mit.edu / en / profile / country / mng /

25. Kiani, Khaleeq. Two Asian banks to give Rs29bn for M-4 project. December 15, 2015. [Электронный ресурс] // Dawn: [сайт]. [2015]. URL: http://www.dawn.com / news / 1226381 / two-asian-banks-to-give-rs29bn-for-m-4-project

26. Myanmar-China oil pipeline opens, reduces shipping time. February 3, 2015. [Электронный ресурс] // The Gulf Times: [сайт]. [2015]. URL: http://www.gulf-times.com / story / 425788 / Myanmar-China-oil-pipeline-opens-reduces-shipping —

27. Our bulldozers, our rules. China’s foreign policy could reshape a good part of the world economy. July 2, 2016. [Электронный ресурс] // The Economist: [сайт]. [2016]. URL: http://www.economist.com / news / china / 21701505-chinas-foreign-policy-could-reshape-good-part-world-economy-our-bulldozers-our-rules

28. Overview of ASEAN-China Dialogue Relations. January 18th, 2016. [Электронный ресурс] // ASEAN: [сайт]. [2016]. URL: http://asean.org / ?static_post=overview-asean-china-dialogue-relations

29. Pelkmans, Jacques; Hu, Weinan; and others. Tomorrow’s Silk Road. Assessing an EU-China Free Trade Agreement. 2016. / Foreign Trade Association and Centre for European Policy Studies [Электронный ресурс] // Centre for European Policy Studies: [сайт]. [2016]. URL: https://www.ceps.eu / system / files / EUCHINA_FTA_Final.pdf

30. People's Republic of China-Gulf Cooperation Council Free Trade Agreement. 2016. // Asia Regional Integration Center. Tracking Asian Integration: [сайт]. [2016]. URL: https://aric.adb.org / fta / peoples-republic-of-china-gulf-cooperation-council-free-trade-agreement

31. Pushpanathan, S. ASEAN Connectivity and the ASEAN Economic Community / Paper presented at the 24th Asia-Pacific Roundtable by Deputy Secretary-General of ASEAN for ASEAN Economic Community // ASEAN: [сайт]. [2016]. URL: http://asean.org / ?static_post=asean-connectivity-and-the-asean-economic-community-by-s-pushpanathan-deputy-secretary-general-of-asean-for-asean-economic-community-2

32. Ramachandran, Sudha. Iran, China and the Silk Road Train. March 30, 2016. [Электронный ресурс] // The Diplomat: [сайт]. [2016]. URL: http://thediplomat.com / 2016 / 03 / iran-china-and-the-silk-road-train

33. Russia, 2017. / The Observatory of Economic Complexity // MIT: [сайт]. [2017]. URL: http://atlas.media.mit.edu / en / profile / country / rus /

34. Shen, Simon. How China’s ‘Belt and Road’ Compares to the Marshall Plan. February 6, 2016. [Электронный ресурс] // The Diplomat: [сайт]. [2016]. URL: http://thediplomat.com / 2016 / 02 / how-chinas-belt-and-road-compares-to-the-marshall-plan

35. Shepard, Wade. How China's Belt And Road Economic Corridors Are Enhanced By The UN's TIR Convention. August 22, 2016. [Электронный ресурс] // Forbes: [сайт]. [2016]. URL: http://www.forbes.com / sites / wadeshepard / 2016 / 08 / 22 / how-the-emerging-china-mongolia-russia-economic-corridor-is-enhanced-by-the-uns-tir-convention

36. Shepard, Wade. Transport Along China's Silk Road Economic Belt Just Got A Boost. July 29, 2016 [Электронный ресурс] // Forbes: [сайт]. [2016]. URL: http://www.forbes.com / sites / wadeshepard / 2016 / 07 / 29 / transportation-along-chinas-silk-road-economic-belt-just-got-a-boost-tir-truck-transit-system

37. Shepard, Wade. Why The China-Europe 'Silk Road' Rail Network Is Growing Fast. January 28, 2016. [Электронный ресурс] // Forbes: [сайт]. [2016]. URL: http://www.forbes.com / sites / wadeshepard / 2016 / 01 / 28 / why-china-europe-silk-road-rail-transport-is-growing-fast

38. The ASEAN Link in China’s Belt and Road Initiative. September 30, 2015. [Электронный ресурс] // HKTDC Research: [сайт]. [2015]. URL: http://hkmb.hktdc.com / en / 1X0A3UUO / hktdc-research / The-ASEAN-Link-in-China%E2 %80 %99s-Belt-and-Road-Initiative

39. The Belt and Road Initiative. January 21, 2016. [Электронный ресурс] // HKTDC Research: [сайт]. [2016]. URL: http://china-trade-research.hktdc.com / business-news / article / The-Belt-and-Road-Initiative / The-Belt-and-Road-Initiative / obor / en / 1 / 1X000000 / 1X0A36B7.htm

40. The Silk Belt and Road Initiative. 2016. [Электронный ресурс] // Global Security: [сайт]. [2016]. URL: http://www.globalsecurity.org / military / world / china / silk-road-initiative.htm

41. Tiezzi, Shannon. China Powers up Pakistan: The Energy Component of the CPEC. January 13, 2016. [Электронный ресурс] // The Diplomat: [сайт]. [2016]. URL: http://thediplomat.com / 2016 / 01 / china-powers-up-pakistan-the-energy-component-of-the-cpec

42. Toktomushev, Kemel. Central Asia and the Silk Road Economic Belt. January 2016. [Электронный ресурс] // University of Central Asia: [сайт]. [2016]. URL: http://www.ucentralasia.org / Content / Downloads / Central%20Asia%20and%20the%20Silk%20Road%20Economic%20Belt.pdf

43. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. March 28, 2015. [Электронный ресурс] / National Development and Reform Commission, Ministry of Foreign Affairs, and Ministry of Commerce of the People's Republic of China, with State Council authorization // National Development and Reform Commission: [сайт]. [2015]. URL: http://en.ndrc.gov.cn / newsrelease / 201503 / t20150330_669367.html

44. Wade, Geoff. China’s ‘One Belt, One Road’ initiative. 2016 г. [Электронный ресурс] // Парламент Австралии, Департамент по международным делам, обороне и безопасности: [сайт]. [2016]. URL: http://www.aph.gov.au / About_Parliament / Parliamentary_Departments / Parliamentary_Library / pubs / BriefingBook45p / ChinasRoad

45. What is Belt and Road Initiative. December 2015 [Электронный ресурс] / Belt and Road // HKTDC Research: [сайт]. [2015]. URL: http://beltandroad.hktdc.com / en / about-the-belt-and-road-initiative / about-the-belt-and-road-initiative.aspx

СНОСКИ ВРУЧНУЮ ПОСЛЕ 2

С момента объявления инициативы по возрождению исторического Великого Шелкового пути и до настоящего момента растет интерес к ней в политической, предпринимательской и академической среде. Между тем не выработано систематизированное видение содержания проекта, получившего название «Один пояс и один путь» (ОПОП), нет единой оценки его общей стоимости и понимания структуры его финансирования и иерархии составляющих его подпроектов. Проект называют «китайским Планом Маршалла» [16], хотя бюджет последнего в пересчете на современный курс составлял только 100 млрд долл., что значительно меньше планируемого объема инвестиций в ОПОП [34]. Привлечение и аккумуляция финансовых ресурсов сопровождается активной институционализацией проекта — иными словами, Китай для достижения максимальной эффективности как вступает во множество уже имеющихся финансовых, торговых, инвестиционных, тарифных режимов, так и создает новые. На этом пути внешняя политика государства стремится перевести двусторонние отношения со своими потенциальными партнерами и между ними самими на многосторонний формат, оформив сотрудничество в виде средне- и долгосрочных планов действий, дорожных карт, общего стратегического видения, надстроек к уже имеющимся институтам.

Структура финансирования ОПОП, создаваемые в его рамках экономические коридоры, привлекаемые институты — это компоненты, из которых выстраивается единая система, с помощью которой исследователь может выявить внутренние препятствия и противоречия, оценить потенциальное воздействие всей стратегии на региональную и макрорегиональную среду. Данная статья посвящена обобщению информации, относящейся к институциональным процессам вокруг проектов, составляющих ОПОП. Эта задача важна в том отношении, что Китаю приходится координировать свои инфраструктурные замыслы с уже существующими проектами, принятыми отдельными государствами для решения внутренних потребностей, а также целыми международными организациями. Свидетельством наличия запутанности в этой исследовательской проблеме служит пример развития инфраструктуры в АСЕАН: проекты, относящиеся к Индокитайскому полуострову, находятся одновременно в ведении Китайско-Индокитайского экономического коридора, который является частью ОПОП, и Сети автомагистралей АСЕАН, которую курируют Экономическое сообщество АСЕАН (АЕС) и Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана [31].

Для Цитирования:
Е. Г. Кожин, Институциональное оформление инфраструктурных проектов КНР в АТР и Евразии. Дипломатическая служба. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: