По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:7; 069.15

Институционализация и современная конфигурация формирования музеологии в Бразилии

Михайлова А.Д. кандидат культурологии, г. Владивосток

В статье рассматривается институционализация обучения в области музеологии в Бразилии, начиная с ее возникновения в 1932 году и до текущего состояния в XXI веке. Рассматривается образование с момента создания Курса музеев при Историческом музее Бразилии, его включение в программы бакалавриата и последующей аспирантуры по музеологии, что привело к существующим 17 программам бакалавриата и шести программам аспирантуры stricto sensu. В заключение подчеркивается, что образование в области музеологии в Бразилии отличается значительным прогрессом, особенно в первые годы XXI века. Однако текущая ситуация в области образования не охватывает все регионы страны, так как программы аспирантуры stricto sensu представлены лишь в трех из пяти регионов Бразилии.

Литература:

1. COSTA, Heloísa Helena. Formação em Museologia — o caso da Bahia. Anais do Museu Histórico Nacional, v. 41, p. 239–253, 2009.

2. DUARTE CÂNDIDO, Manuelina Maria. Relações Brasil-Portugal na Museologia contemporânea. In: COLÓQUIO DO PPRLB (PÓLO DE PESQUISA SOBRE RELAÇÕES LUSO-BRASILEIRAS) — PORTUGAL NO BRASIL, PONTES PARA O PRESENTE, 6., 2013, Rio de Janeiro. Atas... Rio de Janeiro: Real Gabinete Português de Leitura, 2013.

3. DUARTE CÂNDIDO, Manuelina Maria; RUOSO, Carolina. Museologia no Brasil e em Portugal: alguns atores e ideias em circulação. Anais do Museu Histórico Nacional, v. 44, p. 33–52, 2012.

4. HERNÁNDEZ-HERNÁNDEZ, Francisca. Planteamientos teóricos de la museología. Gijón: Trea, 2006.

5. KNAUSS, Paulo. A presença de estudantes: o encontro de museus e a escola no Brasil a partir da década de 50 do século XX. Varia História, v. 27, n. 46, p. 581–597, 2011.

6. MAROEVIĆ, Ivo. Introduction to museology: the European approach. München: Verlag Dr. Christian Müeller-Straten, 1998.

7. PLATAFORMA SUCUPIRA. Cursos avaliados e reconhecidos. Área Comunicação e Informação. Área Museologia. 2018. Disponível em: https://sucupira.capes.gov.br/sucupira/public/consultas/coleta/programa/quantiativos/ quantitativoAreaConhecimento.jsf?areaAvaliacao=31. Acesso em: 03 maio 2018.

8. POULOT, Dominique. Museus e Museologia. Belo Horizonte: Autêntica, 2013.

9. RANGEL, Marcio Ferreira. Museologia e patrimônio: encontros e desencontros. Boletim do Museu Paraense Emílio Goeldi Ciências Humanas, v. 7, n. 1, p. 103–112, 2012.

10. RÚSSIO, Waldisa. Formação do museólogo: por que em nível de pós-graduação? In: BRUNO, Maria Cristina Oliveira. Waldisa Rússio Camargo Guarnieri: textos e contextos de uma trajetória profi ssional. São Paulo: Pinacoteca do Estado, Secretaria de Estado da Cultura; Comitê Brasileiro do Conselho Internacional de Museus, 2010.

11. SÁ, Ivan Coelho de. Matrizes do pensamento museológico de Gustavo Barroso. Rio de Janeiro: Interciência, 2019.

12. SÁ, Ivan Coelho de. História e memória do curso de Museologia: do MHN à Unirio. Anais do Museu Histórico Nacional, v. 39, p. 10–42, 2007.

13. SÁ, Ivan Coelho de. As matrizes francesas e origens comuns no Brasil dos cursos de formação em Arquivologia, Biblioteconomia e Museologia. Acervo, v. 26, n. 2, p. 31–35, 2013.

14. SÁ, Ivan Coelho de. Institucionalização das práticas museológicas: oitenta anos do Curso de Museus. In: MAGALHÃES, Aline Montenegro; BEZERRA, Rafael Zamorano. 90 anos do Museu Histórico Nacional em debate (1922-2012). Rio de Janeiro: Museu Histórico Nacional, 2014, p. 242–260.

15. SÁ, Ivan Coelho de; SIQUEIRA, Graciele Karine. Curso de Museus — MHN, 1932–1978: alunos, graduandos e atuação profissional. Rio de Janeiro: UNIRIO, 2007.

16. SANTOS, Maria Célia Teixeira Moura. Encontros museológicos: reflexões sobre a Museologia, educação e o museu. Rio de Janeiro: MinC/IPHAN/DEMU, 2008.

17. SCHEINER, Tereza Cristina Moletta. Cultura material e Museologia: considerações. In: GRANATO, Marcus (Org.). Museologia e patrimônio. Rio de Janeiro: Museu de Astronomia e Ciências Afi ns, 2015, p. 17–48.

Формирование образовательных программ в области музеологии отмечено инициативами École du Louvre в Париже и Пенсильванского музея в Филадельфии, учреждений, основанных соответственно в 1882 и 1908 годах. Тем не менее, литературные источники свидетельствуют, что с 1921 года университет в Брно, Чехия, уже предлагал кафедру музеологии с целью подготовки технического персонала для чешских и словацких музеев. Что касается американского континента, начало обучения в области музеологии приписывается Fogg Art Museum в Гарварде, основанному в 1923 году.

К упомянутым образовательным инициативам добавляется инициатива Бразилии, связанная с созданием Курса музеев при Историческом музее Бразилии (MHN) в 1932 году, о чем сообщалось в газетах того времени с большим резонансом. На основе этих образовательных инициатив музеология постепенно признается как область знания с собственной идентичностью, что привело к ее эволюции в сторону междисциплинарной структуры.

С увеличением числа образовательных программ, связанных с музеологией, особенно с начала XX века в различных уголках мира, включая Бразилию, образование в области музеологии институционализировалось, следуя своему развитию и утверждению в качестве научной дисциплины, и, таким образом, «стало обладать научным статусом».

История образования в области музеологии в Бразилии началась с институционализации Курса музеев в 1932 году при Историческом музее Бразилии (MHN), который был создан за десять лет до этого, в 1922 году. Идея создания курса по музеологии возникла в результате Декрета-Закона № 21.129 от 7 марта 1932 года с целью подготовки специалистов для MHN, Национального архива и Национальной библиотеки путем предложения общего технического курса.

Курс музеев функционировал под ответственностью и контролем временного руководства MHN, возглавляемого историком Родольфо Августо Гарсиа Аморимом (1873–1949), который управлял музеем с 1930 по 1932 год. Курс преподавался сотрудниками самого MHN, которые, согласно Декрету о создании Курса музеев, «были назначены распоряжением директора Исторического музея Бразилии из числа работников той же службы», без какой-либо материальной компенсации за их усилия на протяжении всего этого времени.

Для Цитирования:
Михайлова А.Д., Институционализация и современная конфигурация формирования музеологии в Бразилии. Музей. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: