В настоящее время мировой тенденцией является борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения в целях укрепления национальных налоговых баз, предотвращения их эрозии и реверсии в сферу национального налогообложения. Мировая практика создания интернациональных механизмов налогового администрирования и дальнейшего совершенствования налогового законодательства подразделяется на два уровня: международный и национальный.
На международном уровне инициативы по внедрению новых подходов по рассматриваемым вопросам исходят, в частности, от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD). Согласно части 3 Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profi t Shifting, BEPS) [3], одобренного государствами — членами G20 под председательством России в 2013 г. в Санкт-Петербурге, предполагается ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее — КИК). Одной из первопричин размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения является возможность создания дочерних компаний в офшорных юрисдикциях и декларирование налоговой прибыли всей группы именно в этих юрисдикциях с целью избежания налогообложения в стране, где создается налоговая база либо (в случае физического лица) где собственник контролируемой компании является налоговым резидентом. Согласно указанному Плану, включение прибыли компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, в налогооблагаемый доход бенефициарного собственника — фактического получателя дохода позволит решить данную проблему.
Рассматривая инициативы на национальном уровне, представляется возможным обратиться к законодательству Соединенных Штатов Америки. Правовой статус «контролируемой иностранной корпорации» (Controlled foreign corporations, далее также — КИК) в США установлен в подчасти F части III подглавы N главы 1 подраздела A Кодекса внутренних доходов США 1986 г. [Subpart F of Part III of Subchapter N of Chapter 1 of Subtitle A of The Internal Revenue Code (IRC)] [2].