В России системная борьба регулятора1 за достойную оплату труда научных кадров началась фактически с Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (Программа) [1]; в этом же ключе действовала являющаяся приложением к Программе «дорожная карта» (Дорожная карта 1) в части норматива заработной платы научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов. Влияние «дорожной карты» стало заметным только с 2014 г. Примерно в это же время разворачивается системная работа по внедрению института эффективного контракта (ЭК) в вузах и научноисследовательских организациях. К настоящему моменту уже накоплен определенный опыт в данном направлении кадрового менеджмента, который требует систематического осмысления. При этом следует иметь в виду, что многие вопросы, связанные с повышением зарплаты научных сотрудников, решались в рамках стихийно сложившейся системы ЭК. В настоящей статье предпринимается попытка осмысления передовой практики внедрения института ЭК на примере тех вузов и институтов, которые обнародуют свои инициативы в данной области.
В настоящее время стратегические действия регулятора нацелены на выправление ситуации с заработками ППС вузов и научных сотрудников, упавшими за период 1991– 2012 гг. ниже предельно допустимого уровня. Данная регулятивная мера осуществляется в форме пакета мер по выполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2] и реализации «дорожной карты» Правительства РФ «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р (Дорожная карта 2) [3]. Центральной идеей нового механизма совершенствования заработков работников бюджетной сферы является введение института ЭК. В свою очередь, главным документом для становления этого института выступила Программа. При этом она явилась непосредственным шагом в исполнении еще одного более раннего документа — Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4], а именно подпункта «е» пункта 1. Данный указ направлен, в частности, на: сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников образования и средним уровнем заработной платы по субъекту РФ; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников; установление оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок [5].