По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001.89, 349.23

Институт эффективного контракта в науке: проблемы и решения

Е.В. Балацкий д-р экон. наук, профессор, директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заведующий сектором проблем инновационной деятельности в системе высшего образования Российского научноисследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП)

В статье дан обзор нормативного регулирования института эффективного контракта, внедряемого в научной среде России. Акцент сделан на принятии Правительством РФ двух стратегических документов — «дорожных карт», способствующих росту заработков работников науки на основе института эффективного контракта. Показано, что институт эффективного контракта внедряется в стране стихийно и без регламентации своих основных элементов; процесс формирования структуры и формы эффективного контракта отдан на откуп самим научным организациям. В связи с этим в статье рассмотрены наиболее интересные и плодотворные модели эффективного контракта в передовых вузах России, показаны результаты введения новой системы трудовых отношений.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (ред. от 14.09.2015) «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг.» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014  г. №  722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Безгубова В.Г. Эффективный контракт с педагогическим работником. Апробированные модели эффективного контракта. 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asoumo.ru/2015/04/p1.pdf. (дата обращения: 11.04.2017).

6. Приказ Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013  г. №  329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013  г. №  792-р  / Официальный сайт Минобрнауки России.

9. Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (ред. от 26.09.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Приказ ФАНО России от 25 ноября 2014  г. №  38н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014  г. №  1331 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Правил использования в 2015–2017 гг. бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 5 августа 2016  г. №  31 «Об утверждении Положений об оплате труда работников краевых государственных организаций, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края (c изменениями на 21 сентября 2016 г.)» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Материалы ректорского совещания от 24.11.2014 / Сайт СПбГУ. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://spbu.ru/structure/dekanskie/22616182materialy-rektorskogo-soveshchaniyaot-24-11-2014.html#p9 (дата обращения: 11.04.2017).

14. Интеллектуальная система тематического исследования наукометрических данных «Истина» / Сайт МГУ. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http:// istina.msu.ru/about/. (дата обращения: 11.04.2017).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008  г. №  583 (ред. от 10.12.2016) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений)» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Волчкова Н. Шумовая завеса. Конфликта в ИТЭФ нет? // Поиск. — 2012. — № 5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/ sciencepolitic/ 2873/ (дата обращения: 11.04.2017).

В России системная борьба регулятора1 за достойную оплату труда научных кадров началась фактически с Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (Программа) [1]; в этом же ключе действовала являющаяся приложением к Программе «дорожная карта» (Дорожная карта 1) в части норматива заработной платы научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов. Влияние «дорожной карты» стало заметным только с 2014  г. Примерно в это же время разворачивается системная работа по внедрению института эффективного контракта (ЭК) в вузах и научноисследовательских организациях. К настоящему моменту уже накоплен определенный опыт в данном направлении кадрового менеджмента, который требует систематического осмысления. При этом следует иметь в виду, что многие вопросы, связанные с повышением зарплаты научных сотрудников, решались в рамках стихийно сложившейся системы ЭК. В настоящей статье предпринимается попытка осмысления передовой практики внедрения института ЭК на примере тех вузов и институтов, которые обнародуют свои инициативы в данной области.

В настоящее время стратегические действия регулятора нацелены на выправление ситуации с заработками ППС вузов и научных сотрудников, упавшими за период 1991– 2012 гг. ниже предельно допустимого уровня. Данная регулятивная мера осуществляется в форме пакета мер по выполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2] и реализации «дорожной карты» Правительства РФ «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р (Дорожная карта 2) [3]. Центральной идеей нового механизма совершенствования заработков работников бюджетной сферы является введение института ЭК. В свою очередь, главным документом для становления этого института выступила Программа. При этом она явилась непосредственным шагом в исполнении еще одного более раннего документа — Указа Президента РФ от 7 мая 2012  г. №  597 «О  мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4], а именно подпункта «е» пункта 1. Данный указ направлен, в частности, на: сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников образования и средним уровнем заработной платы по субъекту РФ; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников; установление оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок [5].

Для Цитирования:
Е.В. Балацкий, Институт эффективного контракта в науке: проблемы и решения. Юрист ВУЗа. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: