По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008-027.21

Иномерный человек — новый идеал современника

Валеева Елена Викторовна ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал), Россия, 607220, Нижегородская обл., Арзамас, ул. К. Маркса, 36, E-mail: ev.visual@mail.ru

В статье речь идет о том, что сегодня «иномерность» становится целью инновационного развития, что находит отражение в новом идеале, который транслирует и создает образование. Иномерность открывает новые перспективы перед человечеством и одновременно является барьером, вызывающим сопротивление человека, призванного стать иномерным. В предлагаемом контексте культура понимается как пространство и технология конструирования идеалов, которые сегодня выступают в качестве «окон иномерности».

Литература:

1. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения в четырех томах. Т.1. — М.: Мысль, 1976. — С. 396–447.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — М.: Добросвет, 2000. — 387 с.

3. Гегель Г.В. Ф. Из философии пропедевтики / Г. В. Ф. Гегель // Эстетика в 4-х т. Т.4. — М.: Искусство, 1973. — С. 7–209.

4. Делез Ж. Тайна Ариадны / Ж. Делез // Вопросы философии. — 1993. — № 4. — С. 48–53.

5. Калашников М. Это я — интерлокер [Электронный ресурс] / М. Калашников, Р. Русов // Сверхчеловек говорит по-русски. — Режим доступа: http://www.plam.ru/ philos/sverhchelovek_govorit_po_russki/p21.php (дата обращения: 20.08.2017).

6. Степин В.С. У истоков современной философии науки / В. С. Степин // Вопросы философии. — 2004. — № 1. — С. 5–13.

7. Фрейд З. Недовольство культурой [Электронный ресурс] / З. Фрейд. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/ned_kult.php (дата обращения: 20.08.2017).

8. Хэтчер У. Этика аутентичных отношений / У. Хэтчер // Международный образовательный проект «Аксиос». — СПб.: Единение, 1999. — 156 с.

9. Шичанина Ю.В. Феномен иномерности в современной культуре (философско-культурологический анализ) / Ю. В. Шичанина. — Ростов н/Д., 2004. — 240 с.

10. Эпштейн М.Н. Конструктивный потенциал гуманитарных наук: могут ли они изменять то, что изучают? / М. Н. Эпштейн // Философские науки. — 2008. — № 12. — С. 34–54.

11. White W.T. Models for Buiding & Changing Organization / W.T. White. — N.Y., 1967. — № 26. — Р. 22–31.

Статья поступила 20.08.2017 г.

Разрушение традиционных ценностей заставляет человека искать себя. Протест против серости и культурного варварства сходит на нет. Мужество реализовать свой личный проект и на пути асоциальности выйти за пределы обыденности — черты, теперь характерные, скорее для возрастной психологии подросткового периода, чем для культуры в целом. Культурные традиции часто становятся лишь элементами современного дизайна. В этих условиях мы сталкиваемся с иномерностью классики и иномирностью ее потребителей. Иномирность — это оторванность молодого поколения от мира классической культуры и традиции. Перед современным образованием стоит проблема — найти те сферы культуры, которые сегодня оказались чужими для современников, то есть стали чужемерными (или иномирными), и сформировать иномерного человека.

Иномерность предполагает введение понятия «мера» (или «культурная мера»). Однако в социологии и культурологии меру часто заменяют «нормой», т. е. общепринятым стереотипом, стандартом, некоей усредненностью. Между тем мера — то, что человек чувствует интуитивно; то, что так или иначе связано с понятием культурного инстинкта, что не имеет технологии измерения, поскольку понимание культурной меры в высшей степени индивидуально. При отсутствии понятия «культурная мера» есть типология установления социальных закономерностей.

Закономерность — это закон меры и мерности. Таким образом, изучая меру, мы выходим на выявление неких законов, игнорирование которых ведет к разрушению культуры и, в конечном счете, к деградации человека.

Если современный молодой человек весь культурный мир считает иномирным, тогда возникает вопрос: кто же он сам? Иномирный человек — это человек усредненный. Если человек иномирен культуре, то где его мир, где его место? Таким «усредненным местом» для стандартизированного человека является обыденность, попса, массовая культура, то есть облегченное в смысловом отношении пространство. Конечно, массовая культура существовала всегда и всегда была необходима человеку, но она знала «свое место» и «свою меру». Такое положение дел являлось закономерностью (или законом) существования человека до наших дней.

Для Цитирования:
Валеева Елена Викторовна, Иномерный человек — новый идеал современника. Вопросы культурологии. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: