Статья поступила 20.08.2017 г.
Разрушение традиционных ценностей заставляет человека искать себя. Протест против серости и культурного варварства сходит на нет. Мужество реализовать свой личный проект и на пути асоциальности выйти за пределы обыденности — черты, теперь характерные, скорее для возрастной психологии подросткового периода, чем для культуры в целом. Культурные традиции часто становятся лишь элементами современного дизайна. В этих условиях мы сталкиваемся с иномерностью классики и иномирностью ее потребителей. Иномирность — это оторванность молодого поколения от мира классической культуры и традиции. Перед современным образованием стоит проблема — найти те сферы культуры, которые сегодня оказались чужими для современников, то есть стали чужемерными (или иномирными), и сформировать иномерного человека.
Иномерность предполагает введение понятия «мера» (или «культурная мера»). Однако в социологии и культурологии меру часто заменяют «нормой», т. е. общепринятым стереотипом, стандартом, некоей усредненностью. Между тем мера — то, что человек чувствует интуитивно; то, что так или иначе связано с понятием культурного инстинкта, что не имеет технологии измерения, поскольку понимание культурной меры в высшей степени индивидуально. При отсутствии понятия «культурная мера» есть типология установления социальных закономерностей.
Закономерность — это закон меры и мерности. Таким образом, изучая меру, мы выходим на выявление неких законов, игнорирование которых ведет к разрушению культуры и, в конечном счете, к деградации человека.
Если современный молодой человек весь культурный мир считает иномирным, тогда возникает вопрос: кто же он сам? Иномирный человек — это человек усредненный. Если человек иномирен культуре, то где его мир, где его место? Таким «усредненным местом» для стандартизированного человека является обыденность, попса, массовая культура, то есть облегченное в смысловом отношении пространство. Конечно, массовая культура существовала всегда и всегда была необходима человеку, но она знала «свое место» и «свою меру». Такое положение дел являлось закономерностью (или законом) существования человека до наших дней.