По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2012-05

Инновационный проект приобретения компетенций средним медицинским персоналом в условиях лечебного отделения стационара «Вектор профессионального движения»

Овчинникова Оксана Владимировна старшая медицинская сестра психиатрического туберкулезного отделения № 14, медицинская сестра высшей квалификационной категории, ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница», 443016, г. Самара, ул. Нагорная, д. 78, e-mail: owchinnickowa.xenya@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0001-9248-8274

Цель — разработать и изучить экспериментальный метод приобретения компетенций средним медицинским персоналом и доказать его эффективность в условиях лечебного отделения стационара. Материал и методы: анализ данных, полученных при внедрении данного метода в рабочую деятельность сотрудников из числа среднего медицинского персонала психиатрического фтизиатрического отделения № 14 ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница». Результаты: разработан и внедрен в практику психиатрического фтизиатрического отделения № 14 ГБУЗ «СОКПБ» инновационный метод приобретения компетенций средним медицинским персоналом. Доказано положительное влияние метода на медицинскую деятельность медицинских сестер лечебного отделения.

Литература:

1. Бастракова Е. Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена (на примере медицинской сестры): Дис…. канд. псих. наук. — Москва. 2003: 205 с.

2. Витенко И. С. Основы общей и медицинской психологии. — Киев. 1984: 176 с.

3. Нестерова Н. Л. Формирование профессиональной компетентности у студентов в медицинских училищах в условиях профессионально-рефлексивного тренинга: Дис…. канд. псих наук. — Москва. 2010: 184 с.

4. Байденко В. И. Компетенции в высшем профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода). Высш. образование в России. 2004; 11: 3–14.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — Москва: Когито-Центр. 2002: 396 с.

1. Bastrakova E. G. Professional formation of the personality of a middle-level medical worker (on the example of a nurse): Dis…. cand. psycho. sciences. — Moskva. 2003: 205 (In Rus.).

2. Vitenko I. S. Fundamentals of General and Medical Psychology. — Kiev. 1984: 176 (In Rus.).

3. Nesterova N. L. Formation of professional competence among students in medical schools in the conditions of professional reflexive training: Dis…. cand. psycho sciences. — Moskva. 2010: 184 (In Rus.).

4. Baydenko V. I. Competences in higher professional education (to the development of a competence-based approach). Higher. education in Russia. 2004; 11: 3–14 (In Rus.).

5. Raven J. Competence in modern society: identification, development and implementation / lane. from English. — 2nd ed., rev. — Moskva: Kogito-Center. 2002: 396.

В настоящее время возросла необходимость во внедрении инновационных технологий в организацию работы среднего медицинского персонала. Компетентность медицинских кадров является одним из важнейших условий квалифицированного оказания медицинской помощи пациенту. Наличие квалификационных категорий у среднего медицинского персонала не является единственной компетенционной характеристикой сотрудника. Зачастую медицинская сестра, имеющая огромный стаж работы, обладая достаточным количеством компетенций, по той или иной причине не имеет квалификационной категории (например, утрата квалификационной категории из-за несвоевременной аттестации и др.). Еще один момент: объективная оценка характеристик сотрудника возможна только при постоянном наблюдении за его работой непосредственно на рабочем месте. Многие аспекты доказывают, что компетентность медицинской сестры необходимо оценивать комплексно посредством аттестации и постоянного наблюдения за деятельностью работника старшей медицинской сестрой. Профессиональное развитие специалистов сестринского дела подразумевает движение вперед по профессиональной лестнице. Это постоянное и непрерывное повышение уровня умений и навыков, приобретение академического и практического опыта. Полученные данные могут быть использованы в целях оптимизации труда средних медицинских работников стационарных медицинских организаций на уровне учреждений, региональном и федеральном уровнях.

Развитие человеческих ресурсов сестринского дела — одно из важнейших направлений в профессиональном развитии специалистов сестринского дела. В нашем отделении были разработаны модели профессионального развития специалистов сестринского дела и метод приобретения компетенций: «вектор профессионального движения», которые помогли описать, объяснить, контролировать этапы, связанные с профессиональной деятельностью медицинских сестер.

Вся деятельность медицинской сестры подразумевает собой непрерывный образовательный процесс. Любое обучение навыкам и умениям должно базироваться на основных моделях приобретения мастерства, чтобы на каждом этапе процесса обучения он ориентировался на соответствующие цели и задачи, способствующие профессиональному становлению.

Для Цитирования:
Овчинникова Оксана Владимировна, Инновационный проект приобретения компетенций средним медицинским персоналом в условиях лечебного отделения стационара «Вектор профессионального движения». Медсестра. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: