После 25-летнего перерыва именно на предприятиях холдинга был возобновлен выпуск в России магистральных грузовых электровозов постоянного тока («Дончак»). Впервые в истории российского транспортного машиностроения был налажен серийный выпуск пассажирских электровозов постоянного тока (ЭП2К), скоростных двухсистемных пассажирских электровозов (ЭП20 «Олимп») и магистральных грузовых тепловозов (2ТЭ25К «Пересвет», 2ТЭ25А «Витязь», 2ТЭ25КМ, 2ТЭ25К2М). В «ТМХ» созданы первые российские тепловозы и электровозы, в конструкции которых используются экономичные и надежные асинхронные тяговые приводы (2ТЭ25А «Витязь», ЭП20 «Олимп», 2ЭС5 «Скиф»).
У нас накоплен большой опыт реализации проектов совместно с иностранными партнерами. Несмотря на уход некоторых иностранных партнеров из России, проекты развиваются, ведь опыт и компетенции остались у нас.
В 2005–2006 годах по заказу ОАО «РЖД» на НЭВЗе (совместно с Bombardier) была выпущена партия электровозов ЭП10. На этом примере мы убедились, что европейские решения не всегда подходят для России, поскольку у нас более высокая интенсивность эксплуатации подвижного состава.
В 2009 году французский концерн Alstom оказал поддержку «ТМХ» в модернизации входящих в его состав заводов и разработке нового поколения железнодорожной техники для российского рынка.
В этот же период холдинг приступил к созданию более современных электровозов серии ЭП20, которые до сих пор считаются одними из самых надежных на сети «РЖД». В разработке ЭП20 принимали участие специалисты Всероссийского научно-исследовательского института электровозостроения, который в 2010 году был включен в структуру «ТМХ».
Одновременно силами конструкторского блока Тверского вагоностроительного завода началась разработка двухэтажного вагона. Кстати, коллеги из Alstom слабо верили в успех этой идеи, но инженеры и конструкторы «ТМХ» смогли воплотить ее в жизнь.
С самого начала мы выстраивали перевооружение производственных мощностей предприятий холдинга таким образом, чтобы все заводы получали современное и универсальное оборудование, которое позволяет выпускать широкую линейку продукции и гибко реагировать на текущий спрос. К примеру, БМЗ сумел наладить производство новой модели 2ТЭ25КМ, на 90% собранной из отечественных комплектующих, за полтора года. Это подтверждает высокие компетенции холдинга и мощный кадровый потенциал, который способен отвечать на новые вызовы. Как показала практика, любой кризис — это еще и новые возможности, которыми надо грамотно воспользоваться.