По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26 ВАК 08.00.05

Инновационный организационно-экономический механизм современного здравоохранения

Пирогов Михаил Васильевич д‑р экон. наук, профессор кафедры ИТУС ГБОУ «МГОТУ» 141074, г. Королев, ул. Пионерская, д. 8, E‑mail: pirogov.57@mail.ru
Новикова Екатерина Викторовна заместитель главного врача по экономическим вопросам ГБУЗМО «Мытищинская городская клиническая больница» 141009, г. Мытищи, ул. Коминтерна, вл. 24, E‑mail: nikka_83@mail.ru

В статье рассмотрен организационно-экономический механизм современного здравоохранения, представляющий собой органическое взаимодействие анализа здоровья населения, планирования медико-организационных мероприятий, улучшающих или стабилизирующих индивидуальное и общественное здоровье, и инструментов финансирования медицинской деятельности.

Литература:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.

2. Пирогов М.В. Экономическое и информационное обеспечение клинико-экономического баланса в сфере медицинских услуг: Монография // Приложение к журналу «Главврач». — 2013. — № 10. — 82 с.

3. Пирогов М.В., Фучежи А.П. Теоретические и практические аспекты совершенствования планирования и финансирования здравоохранения с использованием групп однородных заболеваний: Монография / М.В. Пирогов, А.П. Фучежи // Приложение к журналу «ГлавВрач». — 2014. — № 9. — 86 с.

4. Пирогов М.В. Автоматизация мониторинга выполнения программы государственных гарантий в сфере здравоохранения / М.В. Пирогов // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 10. — С. 54–57.

5. Пирогов М.В. Автоматизация расчета себестоимости диагностики и лечения заболеваний, объединенных в клинико-статистические группы / М.В. Пирогов // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 11. — С. 36–39.

6. Пирогов М.В., Огнева Е.Ю., Гуров А.Н., Гамеева Е.В., Александрова О.Ю. Анализ доступности и направления совершенствования медицинской помощи пациентам при злокачественных новообразованиях в Московской области. Исследования и практика в медицине. 2018; 5(4): 106–117. https://doi.org/10.17709/2409-2231-2018-5-4-11.

Основной особенностью функционирования отечественного здравоохранения на современном этапе является дуальный характер управления данной отраслью экономики.

В соответствии с действующей нормативной правовой базой функцию управления здравоохранением в России осуществляет федеральное Министерство здравоохранения, а на территории субъектов Федерации — органы исполнительной власти в лице управлений, комитетов, департаментов и министерств (актуальные самоназвания органов исполнительной власти, отвечающих за региональное здравоохранение). Полномочия и ответственность перечисленных управляющих здравоохранением структур определены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и различными подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ и приказами Минздрава России).

Одной из основных функций органов управления здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне является формирование и выполнение программы государственных гарантий, оказываемых гражданам России на безвозмездной основе за счет средств бюджетов различных уровней и средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Данная программа охватывает практически все виды лечения и профилактики заболеваний, за исключением косметологии и зубопротезирования, и использует большую часть финансовых ресурсов, выделяемых государством на цели здравоохранения.

Основная задача региональных органов управления здравоохранением (РОУЗ) — рационально скомпоновать все имеющиеся в регионе ресурсы здравоохранения (врачебный персонал, медицинское оборудование, больницы и поликлиники и пр.) для обеспечения максимальной доступности медицинских услуг населению в рамках государственных гарантий.

Данная задача решается административно-управленческими и финансово-экономическими мерами. При этом только часть финансовых ресурсов находится в непосредственном управлении РОУЗ (для разных регионов от 10 до 25% всей стоимости территориальной программы). Остальные ресурсы (75–90%) сосредоточены в системе обязательного медицинского страхования и формируются из страховых взносов. Ответственным администратором этих ресурсов является территориальный фонд ОМС (ТФОМС), административно не подчиненный РОУЗ.

Для Цитирования:
Пирогов Михаил Васильевич, Новикова Екатерина Викторовна, Инновационный организационно-экономический механизм современного здравоохранения. Бухучет в здравоохранении. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: