Инновационный климат как экономическая категория нужен не только и не столько для сравнительной оценки и анализа хозяйствующих субъектов различного масштаба, будь это предприятие, регион или государство, но, в большей степени, для определения стратегических направлений формирования и развития инвестиционной политики государства, прогнозирования научно-технического прогресса, интеграции на мировых рынках и пр.
Однако на сегодняшний день нет единого, устоявшегося толкования понятия «инновационный климат». Даже такие, казалось бы, вошедшие в обиход понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный потенциал» и т. д. в разных, причем достаточно авторитетных источниках, встречают разночтения.
Давайте на этот счет проанализируем существующую теоретическую базу в нормативно-правовой сфере и в области научных исследований.
Одним из основополагающих документов, касающихся инновационного развития, является Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1]. Однако там отсутствует понятийный аппарат, и таких определений, как «инновационный потенциал», «инновационный климат», просто нет. Несмотря на то, что документ этот имеет сугубо практическую направленность, не совсем понятно, к какому источнику, трактующему данные понятия, данный документ обращается. Нет, собственно, и трактовки понятия «инновационная экономика». Т. е. к чему нужно стремиться при реализации данной программы. В данном документе перечислены целевые индикаторы и показатели, обозначены ожидаемые результаты реализации каждой подпрограммы, представлен список мероприятий по каждой из 10 подпрограмм.
Присутствуют общие, довольно размытые определения главной цели, например, «особое внимание при реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» будет уделено созданию такой среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации будет основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов. Решение этой задачи будет означать формирование системных основ для долгосрочной конкурентоспособности Российской Федерации, основанных на частной инициативе и капитализации сформированных научно-технологических заделов. Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».