По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Инновационный климат как экономическая категория

Акулинин Ф.В. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, Е-mail: akulininf@yandex.ru

Отсутствие понятия «инновационный климат» как экономической категории в государственных стратегических документах, а также встречающиеся разночтения в трудах ученых определяют актуальность формулировки единого понятия. Это важно не только для сравнительной оценки и анализа хозяйствующих субъектов различного масштаба, но и для определения стратегических направлений социально-экономического развития, роста производительности и эффективности.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 17.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 18.05.2017).

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ) [Электронный ресурс], — Режим доступа: http://base.garant.ru/135919/ (дата обращения: 23.05.2017).

3. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/179112/ (дата обращения: 20.06.2017).

4. Проект Федерального закона № 99029071-2 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 16.06.1999) [Электронный ресурс], — Режим доступа: https:// www.lawmix.ru/lawprojects/72009 (дата обращения: 20.06.2017).

5. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12188178/ (дата обращения: 20.06.2017).

6. Голова И.М. Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития. Автореф. дисс. д-ра экон. наук. — Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geum.ru/ec-aref/innovatsionnyy-klimat-regiona-kak-uslovie-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.php (дата обращения: 22.03.2017).

7. Аветисян М. В. Научно-методические основы улучшения национального инновационного климата. Автореф. дисс. канд. экон. наук. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy-lib.com/nauchno-metodicheskie-osnovy-uluchsheniya-natsionalnogo-innovatsionnogo-klimata (дата обращения: 22.03.2017).

8. Неверова О.И. Инновационный климат как фактор повышения инвестиционной привлекательности экономических систем. Автореф. дисс. канд. экон. наук. — М.: Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы, 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy-lib.com/innovatsionnyy-klimat-kak-faktor-povysheniya-investitsionnoy-privlekatelnosti-ekonomicheskih-sistem#ixzz4urpa5Rhn (дата обращения: 22.03.2017).

9. Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России //Наука. Инновации. Образование. — № 8. — 2009. — C. 158–173.

10. Антоненко И.В., Лисовская Н.В. Рейтинг регионов ЮФО по степени благоприятности инновационного климата // Региональная экономика: теория и практика. Рубрика «Инновации и инвестиции». — 2015. — № 2 (377). — С. 48–55.

11. Мыльникова Л.А. Инновационный климат в системе экономических отношений // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2010. — № 2. — C. 389–393.

Инновационный климат как экономическая категория нужен не только и не столько для сравнительной оценки и анализа хозяйствующих субъектов различного масштаба, будь это предприятие, регион или государство, но, в большей степени, для определения стратегических направлений формирования и развития инвестиционной политики государства, прогнозирования научно-технического прогресса, интеграции на мировых рынках и пр.

Однако на сегодняшний день нет единого, устоявшегося толкования понятия «инновационный климат». Даже такие, казалось бы, вошедшие в обиход понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный потенциал» и т. д. в разных, причем достаточно авторитетных источниках, встречают разночтения.

Давайте на этот счет проанализируем существующую теоретическую базу в нормативно-правовой сфере и в области научных исследований.

Одним из основополагающих документов, касающихся инновационного развития, является Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1]. Однако там отсутствует понятийный аппарат, и таких определений, как «инновационный потенциал», «инновационный климат», просто нет. Несмотря на то, что документ этот имеет сугубо практическую направленность, не совсем понятно, к какому источнику, трактующему данные понятия, данный документ обращается. Нет, собственно, и трактовки понятия «инновационная экономика». Т. е. к чему нужно стремиться при реализации данной программы. В данном документе перечислены целевые индикаторы и показатели, обозначены ожидаемые результаты реализации каждой подпрограммы, представлен список мероприятий по каждой из 10 подпрограмм.

Присутствуют общие, довольно размытые определения главной цели, например, «особое внимание при реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» будет уделено созданию такой среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации будет основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов. Решение этой задачи будет означать формирование системных основ для долгосрочной конкурентоспособности Российской Федерации, основанных на частной инициативе и капитализации сформированных научно-технологических заделов. Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Однако обобщающей качественной и/или количественной характеристики, что же такое «инновационная экономика», нет.

Другим важным документом является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ) [2]. В настоящем Федеральном законе приведено достаточно большое количество понятий, применяемых в последующих статьях, например, «научная (научно-исследовательская) деятельность», «государственная научно-техническая политика», «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность» и пр.

Следующим официальным документом, трактующим понятия в сфере инновационной деятельности, является Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы» [3]. Для целей настоящей Концепции используются такие термины, как «инновация (нововведение)», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика», «инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)», «инновационная сфера», «инновационная инфраструктура», «инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)».

Еще один документ, на который можно сослаться, — проект Федерального закона № 99029071-2 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 16.06.1999) [4].

В проекте данного закона есть следующие определения: «инновационная деятельность», «инновация (нововведение)», «базисная инновация», «улучшающая инновация», «инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)», «инновационная сфера», «инновационный проект», «инновационная программа», «государственная инновационная политика», «инновационные фонды» и пр.

Если прочитать подробно определения этих понятий (которые здесь не приведены, т. к. вышеперечисленные документы представлены в открытом доступе), то можно увидеть, что большинство определений совпадают, но некоторые имеют разночтения в данных государственных документах.

Так, например, понятие «инновации» трактуется практически одинаково, но в ФЗ от 21 июля 2011 г. № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» [5] есть дополнение, что это также и «…продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод…» Понятия «инновационный потенциал» и «государственная инновационная политика» абсолютно идентичны в данных документах. Формулировка понятия «инновационная деятельность» встречает разночтения, хотя по смыслу приведенные определения можно считать схожими. Но есть и отличия. Например, в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «инновационная деятельность» — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки, а в ФЗ от 21 июля 2011 г. № 254 «инновационная деятельность» — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Т. е. в более позднем документе виден переход к более широким трактовкам — от реализации инноваций к реализации инновационных проектов и создания инновационной инфраструктуры. Кстати, определения понятия «инновационная инфраструктура» тоже различаются в официальных документах. В одном случае это «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов», а в другом — «организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности», т. е. опять же дается гораздо более широкая трактовка.

Таким образом, можно говорить о том, что понятийный аппарат в сфере инновационной деятельности до конца не определен, идет постоянный поиск и уточнение значений того или иного понятия, а такое понятие, как «инновационный климат», вообще отсутствует.

Рассмотрим подходы к трактовке понятия «инновационный климат» в трудах ученых.

В диссертации Головой И.М. «Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития» [6] (диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук) речь идет о том, что само понятие «инновационный климат» отсутствует в научном обиходе. В данной работе рассмотрены проблемы, связанные с формированием инновационного климата региона, однако, по моему мнению, процесс формирования инновационного климата у различных объектов (государство, регион, предприятие) аналогичен.

Автор говорит следующее: «проблема управления инновационным климатом региона изучена слабо. Понятие «инновационный климат» не внесено в общепринятый научный обиход, не раскрыта его суть, социальная значимость и механизмы создания благоприятного инновационного климата, мало внимания уделяется вопросам формирования инновационного климата применительно к странам с переходной экономикой, отсутствует общепринятая система показателей, характеризующих состояние инновационного климата, не уделяется должного внимания специфике российских субъектов инновационной деятельности. Автор предлагает ввести в научный оборот понятие «инновационного климата региона, которое позволяет учитывать специфику научно-технического и социально-экономического потенциалов конкретного региона»

В диссертации Аветисяна М.В. «Научно-методические основы улучшения национального инновационного климата» [7] (диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук) есть следующие подходы и трактовки.

Основной задачей формирования инновационного климата, по мнению автора, является обеспечение условий «для функционирования субъектов экономики, стимулирующие инвестиции в инновации, а также внедрение новых технологий в производство и новых подходов к управлению бизнесом в целом. Благоприятный инновационный климат является результатом государственной политики, когда с помощью определенного набора управленческих инструментов инновационная деятельность становится привлекательной и выгодной с точки зрения вложения в нее финансовых средств. Вместе с тем формирование такого климата является достаточно сложной задачей, поскольку на его состояние влияет значительное количество факторов». По мнению автора, «инновационный климат определяется системой отдельных компонентов национального климата (налогового, инвестиционного, инфраструктурного, политико-правового, предпринимательского), что позволяет определить круг задач по его улучшению».

Также понятие «инновационный климат» рассмотрено в диссертационном исследовании Неверовой О.И. «Инновационный климат как фактор повышения инвестиционной привлекательности экономических систем» [8] (диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук). Автор уже во Введении связывает понятия «инновационный климат» и «инвестиционная привлекательность», говоря об актуальной на сегодняшний день задаче «улучшения инновационного климата как фактора повышения инвестиционной привлекательности экономических систем на различных уровнях». Далее автор опирается на методику А.Б. Гусева, которую он использовал для построения рейтингов инновационного развития регионов. Учитываемые в рейтинге критерии инновационного развития территории разделены на две группы: «факторы, описывающие уровень инновационной восприимчивости региона (факторы инновационной восприимчивости)», и «параметры инновационной активности региона» [9].

В статье Антоненко И.В. и Лисовской Н.В. [10] предметом анализа является инновационный климат региональной экономики, способствующий развитию инновационной деятельности на мезоуровне. В материалах данной статьи дается не только предложение по определению понятия «инновационный климат», но также приводится прикладной инструментарий расчета интегрального показателя, позволяющего проводить рейтингование регионов по степени благоприятности инновационного климата. Авторы предлагают рассматривать инновационный климат «как категорию, отражающую степень благоприятности (неблагоприятности) внешних условий для развития инновационных процессов на региональном уровне. Данные условия характеризуют состояние среды, непосредственно влияющей на инновационный процесс, и основываются на следующих параметрах:

• институциональные аспекты инновационной деятельности;

• кадровый состав инновационной сферы;

• уровень патентной защищенности;

• развитие инновационной инфраструктуры;

• государственная поддержка инновационной деятельности» В статье Мыльниковой Л.А. «Инновационный климат в системе экономических отношений» [11] говорится о том, что «неудачи инновационного развития национальной экономики связаны с рядом причин: недооценкой роли инноваций, важности создания инновационного климата и инновационной системы». Автор говорит о той проблеме, что при наличии достаточного количества литературы по проблемам изучения и формирования инновационного климата недостаточно изучены его институциональные аспекты, говорит о необходимости «знания специфики внутренних механизмов и стимулов инновационного развития отечественной экономики». Согласно точке зрения данного автора, инновационный климат является «составной частью социально-экономического климата, представляющего собой сложное многогранное понятие». Автор предлагает рассматривать инновационный климат в аспекте двух его составляющих — инвестиционного и предпринимательского климата. «Особое влияние на инновационный климат оказывает инвестиционный и предпринимательский климат. Инвестиционный климат — это благоприятная экономическая, политическая, финансовая обстановка, оказывающая влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. … Предпринимательский климат представляет собой совокупность социально-экономических, финансовых, информационных, законодательных и прочих факторов, формируемых, в том числе, и целенаправленной государственной политикой, направленной на успешное становление, развитие и функционирование субъектов крупного, малого и среднего предпринимательства, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность» [11].

Итак, мы пришли к выводу, что в нормативно-правовой и научной литературе нет однозначного определения понятия «инновационный климат». Авторы делают акцент в основном на внутренние факторы, или проводят аналогию между понятиями «инновационный климат» и «инновационный потенциал». Важно учитывать, что оценка инновационного климата страны должна включать влияние не только эндогенных, но и экзогенных факторов.

Инновационный климат (страны) — понятие сложное, неоднозначное, отражающее в себе не только существующий уровень развития науки и техники в стране, развитие образования и состояние национальной инновационной системы, финансовую и налоговую политику государства, законодательство, касающееся, в том числе, предпринимательской деятельности, но и влияние внешних факторов, таких как основные векторы мирового инновационного развития, положение страны на политической арене и на мировом рынке высокотехнологичной продукции, уровень спроса и предложения на инновационную продукцию, а также многое другое. Исходя из проведенного анализа и перечисленных выше предложений можно сформулировать следующее определение: инновационный климат — интегральная характеристика состояния экономической системы, основанная на оценке инновационного потенциала и инновационных рисков, а также внешних факторов, определяющая способность (неспособность) к инновационному развитию.

Таким образом, обобщенно можно представить экономическую категорию «инновационный климат» графически (рис. 1).

Инновационный потенциал в данном случае — система показателей, факторов и условий, определяющих возможность осуществления инновационной деятельности в стране.

Инновационные риски в данном случае — система показателей, факторов и условий, препятствующих активизации инновационной деятельности в стране.

Внешнее окружение в данном случае — система показателей, характеризующих мировую конъюнктуру инновационного рынка, его динамику, основные тенденции, встроенность национальной инновационной системы в мировую и геополитические факторы.

Язык статьи:
Действия с выбранными: